5
(2)

В психиатрической лечебнице в палату Ивана Бездомного с балкона входит незнакомец. Он тоже пациент больницы. У него есть связка ключей, которые были украдены у фельдшерицы.

Спросив у Ивана, какова его профессия, и услышав, что он поэт, гость выражает недовольство его стихами, о которых он имеет представление по другим «творениями московских поэтов». Иван сам признает, что его произведения « чудовищны»,  и обещает больше не писать.

Узнав, что Бездомный попал в клинику «из-за Понтия Пилата» и что произошло на Патриарших, гость объясняет Ивану, что тот встретился с самим сатаной.

Новый знакомец Ивана также попал в лечебницу из-за Понтия Пилата: он написал о римском прокураторе роман. Гость с негодованием отрицает, что он литератор, представившись
Бездомному «мастером». Он показывает шапочку с буквой «М»,
которую сшила для него некая женщина. Мастер рассказывает
поэту историю своей жизни.

Однажды он выиграл сто тысяч рублей и, бросив работу в музее
(он был историком), снял квартирку в подвале, начав писать
роман о Понтии Пилате. Вскоре он встретил свою возлюбленную,
Маргариту.

В один из дней она взяла желтые цветы и вышла на улицу, чтобы он узнал ее. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» — рассказывает мастер.

Маргарита очень полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Произведение, однако, в печать не пропустили, а когда какой-то редактор все же опубликовал отрывок, появились ужасные рецензии: критики назвали все это «пилатчиной», а автора — «воинствующим
старообрядцем». Самая отвратительная рецензия принадлежала критику Латунскому. Маргарита сказала, что убьет его.

Вскоре с мастером подружился некий человек по имени Алоизий Могарыч, очень интересующийся литературой. Мастер прочел ему весь свой роман, а тот объяснил, чем был недоволен редактор и почему роман не напечатали. Маргарита очень невзлюбила нового знакомого мастера.

Продолжающие выходить рецензии постепенно сводили автора с ума. Он начал испытывать постоянный страх, боялся темноты, ему стало казаться, что в окно комнаты просовывает щупальца холодный невидимый спрут. Однажды мастер бросил в печку свой роман.

Маргарита, как будто услышав зов любимого, пришла и успела спасти несколько листов из рукописи. В ту ночь она решила остаться с возлюбленным навсегда, но ей нужно было все объяснить мужу.

Маргарита сказала, что вернется утром. Однако в эту же ночь мастера выселили из квартиры. О том, как это произошло, гость говорил так тихо, что об этом мог слышать только поэт. Ночью мастер сам пошел в лечебницу, хотя проще было, как он говорит, броситься под трамвай. Маргариту он с тех пор не видел.

Иван спрашивает собеседника, отчего он не дал любимой
знать о себе. Тот отвечает, что не хочет сделать ее несчастной
и надеется, что Маргарита забыла его. Стравинский обещал
вернуть мастера к жизни просто потому, что он гуманен и хочет
его утешить.

В клинике раздается шум. Выйдя на некоторое время от
Бездомного, мастер узнает, что в клинику привезли пациента,
который жалуется на оторванную голову.

Поговорив еще некоторое время с Иваном, мастер говорит, что ему пора, и не хочет отвечать на вопрос поэта о судьбе Понтия Пилата и Иешуа, объясняя это тем, что без дрожи не может вспоминать свой роман и это бы лучше сделал незнакомец с Патриарших прудов.

5 / 5. 2

.