Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Для того, чтобы понять роман Булгакова, необходимо различать реальное и фантастическое в повествовании. Мастер и Маргарита – это реальные персонажи, и события, происходящие с ними, тоже в какой-то степени реальны. Фантастический пласт включает в себя фантастических персонажей (Воланд и его свита) и фантастические события, виновниками которых они становятся. Однако в романе реальное настолько переплетается с фантастическим, что в целом все события романа можно отнести к фантастической реальности. Это же можно сказать о встрече Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» на Патриарших прудах (глава 1, часть 1).
Глава начинается с предупреждения: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Видимо потому, что никогда не знаешь, чего ждать от него, – добра или зла. Этим правилом пренебрегли Михаил Александрович Берлиоз и пролетарский поэт Иван Бездомный. Берлиоз являлся «председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактором толстого художественного журнала». Разговор происходит на закате, т. е. в то время, когда в силу вступают темные силы, и, возможно, именно поэтому внезапно начинаются «странности».
Вначале на всей аллее не оказывается ни души, затем Берлиоза охватывает непонятный, жуткий страх. Минуту спустя перед глазами редактора возникает мираж в виде повисшего воздухе гражданина в клетчатом костюме. Однако председатель МАССОЛИТа берет себя в руки и начинает делать Бездомному замечания по поводу его антирелигиозной поэмы. Надо сказать, что, делая замечания, редактор основывался на своих атеистических взглядах. «Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками», тем не менее, Берлиоз остался недоволен, поскольку Иисус получился как живой, то есть словно действительно родился когда-то и жил в свое время. Редактор начал подробно объяснять поэту, что Иисуса, как личности, вовсе не существовало, и что все рассказы о нем – миф.
Внезапно в аллее появляется человек странного вида. Собеседники тут же его определяют как «иностранца». Незнакомец вначале садится на соседнюю скамейку, затем размещается между редактором и поэтом. На Бездомного незнакомец сразу производит нехорошее впечатление, он даже принял его за шпиона. Незнакомец сообщает, что слышал часть их разговора. «Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз». Затем спрашивает:
«Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? Вы – атеисты?»
Критик и поэт подтверждают, что они атеисты. Иностранец в восторге, он благодарит их. Выходит, что они единомышленники, противники Бога, поскольку незнакомец ни кто иной, как сам сатана.
Однако веселость «иностранца» куда-то внезапно улетучивается: ведь если нет Бога, то нет и сатаны. А уж этого терпеть всесильный Князь Тьмы от смертного не может и показывает литераторам часть своей силы, предсказывая скорую смерть Берлиоза и даже описывая ее обстоятельства. Кроме того, он добавляет, что Иван Бездомный окажется в психиатрической лечебнице. Спор о Боге кончается резкими словами иностранца: «Имейте в виду, что Иисус существовал» и рассказом о последнем дне его жизни.
Иван и Берлиоз словно погружаются в события двухтысячелетней давности, магическая сила «иностранца» словно позволяет им пронизать толщу тысячелетий. Видение поражает их. Очнувшись, они замечают, что иностранец куда-то пропал. Берлиоз спохватывается, что опаздывает на заседание МАССОЛИТа, бежит – и погибает в точности таким образом, как предсказал «иностранец» – ему отрезает голову трамваем.
Булгаков показывает, насколько человек бывает нелеп и смешон в своей гордыне. Отрицая Бога, насаждая атеизм и пытаясь приравнять человека к Богу, люди типа Бездомного и Берлиоза разрушают в людях веру, то истинное, высокое, что в них есть. Они отрицают Бога, но Бог от этого не перестает существовать. Но вот когда по замыслу великого творца жизни Берлиоза приходит конец, она и вправду заканчивается – и голова, полная гордых мыслей и неверия в Бога и Дьявола катится по булыжной мостовой.
Таким образом, эпизод знакомства Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа – возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через покаяние и искупление грехов. Если люди не боятся Бога, то на землю придет сатана, который заставит их, как бы это парадоксально ни звучало, поверить в Бога. Кроме того, в данном эпизоде происходит завязка всего романа, получают развитие многие сюжетные линии фантастического повествования, рассказывающего о «приключениях» сатаны в Москве 30-х годов.
М.А. Булгаков продолжатель традиций Н. Гоголя в русской литературе, первого писателя, коснувшегося темы «дьяволиады», является одним из величайших русских писателей XX века, внесшим колоссальный вклад в развитие литературы.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.