1
(1)

Представителя барской Москвы охарактеризованы Грибоедовым полно и ярко. Не исчерпав всех типических черт этой группы в действующих лицах (Фамусова, Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховской) драматург очерчивает в их речах и другие дополнительные образы. Перед
нами не менее ярко проходят Максим Петрович и Кузьма Петрович, богач-грабитель, «Нестор негодяев знатных», крепостники-театралы, чахоточный «книгам враг», Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна и многие другие.

«Прошедшего житья подлейшие черты» показаны гениальным писателем правдиво и разносторонне. Драматург изображает различные типы бар. Он показывает вельможных льстецов-карьеристов (Максим Петрович) и их подражателей (Фамусов), грубых и ограниченных представителей феодальной военщины (Скалозуб), чиновных мракобесов (Фома Фомич, «чахоточный»), «больших» московских барынь (Хлестова, княгиня Марья Алексевна), растущих бюрократов-подхалимов (Молчалин), светских обывателей
(Горичи), «ужасных либералов» (Репетилов) и многих других представителей дворянской знати.

В условиях, созданных Максимом Петровичем и затем фамусовыми, человеческая личность могла занять видное место в жизни лишь путем карьеризма и подхалимства. Чрезвычайно интересен в этом отношении нарисованный Грибоедовым образ типичного «молодого человека», усвоившего мораль барской России, — Молчалина. Восприняв правило, что «нынче любят бессловесных» и, считая для себя высшим идеалом «служить и награжденья брать и весело пожить», — он, «безродный» и нищий, искусно приспособляется к нравам дворянской знати. Угождающий «всем людям без изъятья» Молчалин — типическое
обобщение бюрократа-подхалима, лакея господствующих классов. Хорошо показал Грибоедов и другое, порожденное фамусовским миром, явление. Драматург тонко подметил типичность либеральничания скучающей «золотой молодежи». Пустое повторение модных фраз, полная беспринципность, отсутствие хоть сколько-нибудь серьезного умственного багажа, — основные черты многочисленных репетиловых и
удушьевых. В годы развития революционного движения эти люди всячески опошляли и загрязняли серьезную передовую мысль. Наиболее полно представлен в комедии участник «тайного общества», «секретнейшего союза» — Репетилов. Чрезвычайно падкий на все модное, он делает вид, что интересуется политикой, совершенно не разбираясь в ней. На самом же деле его влечет — «английская складка» костюмов и манер. Репетиловы — пошляки, загрязняющие передовые идеи своего времени. Легкомысленные «прожигатели жизни», они — закономерное порождение паразитической светской среды. Типичность и значение образа Репетилова также велики. Пустые болтуны, поклонники всякой моды, легкомысленные фразеры, неспособные ни к какому серьезному делу, всегда напоминают нам этого грибоедовского героя.

1 / 5. 1

.