0
(0)

Стих в «Полтаве», при замечательной простоте, поражает своей меткостью, выразительностью и силой, так что многие отрывки из поэмы
вошли во все хрестоматии как образцы высокого художественного совершенства; таково, например, описание украинской ночи и Полтавского боя. Описание ночи мастерски связано с изображением мучительного душевного состояния Мазепы, терзаемого укорами совести; мир и тишина летней ночи не вносят успокоения в его душу, напротив, его встревоженное воображение населяет всю природу мрачными видениями.

В некоторых местах поэмы наблюдается влияние народной поэзии, например, в известном отрывке: «Кто при звездах и при луне … » и в
словах Кочубея о «трех кладах» (в сцене допроса). Эти отрывки и формой, и содержанием напоминают обычные в народной поэзии мотивы
и приемы И довольно резко выделяются из поэмы.

В своей поэме Пушкин, как глубокий психолог, развил основные черты действующих лиц, одухотворил их и с истинным мастерством
передал разнообразные черты человеческой души. Тон повествования в поэме «Полтава» неоднороден: эпос сменяется драмой и подчас лирикой. Так, сцена, где поэт изображает Кочубея в темнице и мастерски рисует драму, которая происходит в душе страдальца между чувством мести и чувством христианского долга, повелевающего прощать врагам, — замечательна по своему драматизму. Кьдраматическим местам следует отнести разговор Мазепы с Орликом накануне Полтавского боя и сумасшедшей Марии с Мазепой во время его бегства с поля битвы.

Помимо драматических мест, в поэме встречается много лирических вставок. К лирическим отступлениям следует отнести, например, размышления автора относительно своих героев или предстоящих событий; так Пушкин с тёплым, искренним чувством отзывается о той тяжелой поре, когда Россия во время преобразований Петра Великого напрягала все молодые силы, чтобы окрепнуть в борьбе с внешними и внутренними врагами.

В другом месте поэмы есть размышления автора о силе человеческого чувства в разном возрасте. В конце первой песни мы встречаем
соболезнование о том, что Мария увлеченная своей страстной душой, соединила жизнь с недостойным человеком и разрушила счастье своих родителей, для коих она была дороже всех сокровищ на свете.

Что же касается эпилога, то он проникнут личными чувствами автора, благоговением к личности великого преобразователя России и
трудам его.

Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Помимо своих внутренних достоинств, поэма «Полтава» невольно привлекает внимание своими внешними красотами. Она богата превосходными описаниями, такими как описание красоты Марии, описание осмотра Петром своих войск, замечательное описание
Полтавской битвы, по поводу которого Белинский говорит: «великий живописец мог бы за честь себе поставить перевести на полотно, в
живых красках живые стихи Пушкина, столь мастерски выраженные поэзией. Тут задача живописца состояла бы уж не в творчестве, а только в творчески свободном переводе одного и того же предмета с языка поэзии на язык живописи: тут готовы~ и группы И подробности, и лицо Петра — это главнейшая задача всей картины».

Должно заметить, что в позме «Полтава» (по словам Белинского) почти всякое отдельно взятое место, превосходит всё написанное прежде Пушкиным по силе, полноте и роскоши поэтического выражения. В «Полтаве» в первый раз стих достиг своего полного развития …

Слог «Полтавы» сжатый, сильный; стих гибкий, смелый и изобразительный.

В поэме Пушкин с истинным мастерством рисует важнейший момент Великой северной войны-борьбы Петра Великого с Карлом 12;
около этих событий располагаются прочие подробности. Пушкин художественно изобразил характеры действующих лиц, их внутреннюю
борьбу, столкновение страстей; мастерски набросал виды местности, описание событий.

Как велико было напряжение его поэтического гения при создании «Полтавы», можно заметить, если припомнить, что поэма был
написана в течение одного месяца. В этом сказалась гениальность Пушкина как поэта. Блестящая внешняя форма вполне соответствует внутреннему содержанию описываемых событий, лиц и положений.

Позма «Полтава» богата превосходными описаниями. Таково, например, замечательное описание «Полтавского боя». Кроме того. поэма Пушкина замечательна по своему драматизму, таково, например, место, где поэт изображает Кочубея в темнице и превосходно рисует ту борьбу, котарая происходит в душе страдальца между чувством мести и чувством христианского долга, повелевающего прощать врагам.

«Полтава» богата, говорит Белинский, — народностью в выражении: почти всякое место, отдельно взятое в ней, превосходит все, написанное прежде Пушкиным, по силе, полноте и роскоши поэтического выражения. В «Полтаве» в первый раз стих Пушкина достиг своего полного развития.

Критики того времени не без основания придиралась к двум или трем неправильно усечённым прилагательным: сонну вместо сонную, тризну тайну, вместо тайную указывали на несколько смелых нововведений, как, например, в стихе «Он, должный быть отцом и другом». Мы укажем ещё на несколько погрешностей, как, например, на неуместные славянизмы: младой, благостыни, главы и в особенности на два поражающие своей неточность выражения: первое в монологе Мазепы против Кочубея, которого, Бог знает почему, он называет вольнодумцем и в разговоре Орлика, который советует Кочубею на допросе питаться мыслию суровой. Но вот и всё. За исключением этого, стихи в «Полтаве» верх совершенства».

Кроме художественной обрисовки характеров, поэма замечательна также своим драматизмом. В этом произведении Пушкин, как психолог, развил основные черты характеров действующих лиц, сделал живыми и воспроизвел разнообразные сферы человеческой души, углубившись в ее скрытые тайники. Таких драматических сцен в поэме несколько.

К ним относятся диалог Марии с Мазепой, подробное объяснение этих двух лиц; сцена Кочубея в темнице, где его допрашивает Орлик и нарушает покой в последние минуты земной жизни этого невинного страдальца; тут рисуется борьба между чувством мести и чувством христианского долга, повелевающего прощать врагам; разговор матери с Марией накануне казни Кочубея; диалог Мазепы с Орликом накануне Полтавской битвы и, наконец, разговор Марии с Мазепой во время бегства последнего.

Картины при роды поражают своей конкретностью и оригинальностью. Особенно замечательно описание украинской ночи, которая мастерски связано с изображением мучительного душевного состояния Мазепы, терзаемого укорами совести; мир и тишина летней но
не вносят успокоения в его душу: напротив, его встревоженное воображение населяет всю при роду мрачными видениями. Кроме описания украинской ночи, замечательны также описан осмотра войск Пером и Полтавского боя.

В поэме встречаются также лирические отступления, в которых поэт изливает свои чувства и высказывает состояние своих героев или предстоящих событий. Так, Пушкин художественно и с теплым чувством отзывается о тяжелой поре, когда Россия должна была напрягать все силы, чтобы стойко переносить борьбу с внешними и внутренними врагами. В другом месте поэт говорит о величине чувства в сердце человека в разные эпохи его возраста.

Поэт выражает также горькое соболезнование по поводу того, что Мария под влиянием своих страстных чувств всецело отдалась недостойному и коварному человеку, чем разрушила счастье своих родителей, которые жили исключительно ради своей дочери.

Наконец, в поэме «Полтава» слог вполне сжатый, сильный, а стих гибкий и изобразительный, причем он одинаково мастерский и в тех
местах, где автор описывает лишь какой-нибудь предмет, и там, где Пушкин с полным психическим анализом раскрывает перед читателем развитие и борьбу чувств.

0 / 5. 0

.