0
(0)

Отличаясь глубоко художественной натурой, автор «Слова» не просто описывает те или иные стороны жизни и событий, а живописует их, представляет в образах и символах и таким образом дает возможность ясно представить в своем воображении жизнь того времени.

Так, в «Слове» нашел полное и всестороннее отражение быт древней Руси. Не только в целых картинах, но и в отдельных подробностях отразилась обстановка древнерусской жизни: домашний быт, занятия, картины войны, картины природы и т.д.

Любимое занятие князей и дружины составляла охота и, особенно, соколиная. Множество мест в «Слове» посвящено изображению соколиных полетов за птицею. В «Слове» ярко представлено обилие всякой дичи — птиц и животных, какой изобиловали степи южной Руси и лесные пространства: перед началом битвы слетаются орлы; волки воют по оврагам; телеги половецкие кричат в поле, как распуганные лебеди; туры, раненные на охоте, рыкают и кричат; князь Всеволод поскакал ярым туром; лисицы лают на багряные щиты; гоголи, чайки, черняди (род уток) и множество другой дичи заполняет южно русские привольные степи и реки.

С особенной любовью автор останавливается на подробностях и особенностях вооружения. По его описанию доспехов можно целиком восстановить вооружение древне-русского воина. Из частого упоминания о копьях («куряне вскормлены с конца копья»), битва изображается в виде груды поломанных копий, можно сделать заключение, что в обиходе русского воина главное значение имели копья. 3а ними следуют, по степени важности, сабли и мечи харалужные (булатные, стальные). Сабли наострены, каленые сабли гремят о шлемы аварские.

Мечи являются серьезным оружием, и «Слово» каждый раз отзывается о них целым картинным выражением: «мечом крамолу ковали», «мечами землю цвелить». Наряду с копьями большую опасность представляли тучи стрел; ими как бы засевают землю, ими посылают дождь на землю. При воинах были: червленые (багряные, ярко-красные) щиты, на голове блестящие медные шлемы (каски), при полках стяги-знамена, которые в начале похода «стоят», а распущенные в походе, «говорят»; падая же, знаменуют поражение.

Наконец, трудно перечислить множество подробностей вооружения: золотые шлемы (например, у Всеволода), золотые седла и стремена на оседланных борзых конях у воинов, столь же быстрых, как степные волки; отворенные колчаны-тулы, выделывавшиеся, по свидетельству Волынской летописи, из бобровых или рысьих шкурок; натянутые луки, засапожники (боевые ножи, носимые в голенищах), сулицы ляцкие (метательные копья с железным или стальным наконечником) и т. д.

Останавливают на себе внимание кровавые картины войны, нарисованные автором рядом с мирными земледельческими занятиями. Еще только выступил Игорь в поход, как «орли клектом на кости звери зовуть» , а волки и лисицы, чуя добычу, воют и брешут. Во время походов Олега Гориславовича, ковавшего крамолу мечом, печально было положение русской земли, разоренной частыми набегами врагов и битвами русских.

Широкой и свободной кистью нарисованы автором картины так хорошо знакомой ему южной природы. Автор умел представить перемены дня и ночи, света и тьмы, небесные и земные явления. При рода в его изображении живет полной жизнью. Широкие реки, лелеющие на своих серебряных струях княжеские насады, изобилующие рыбой и дающие приют множеству дикой птицы; беспредельные степи, покрытые травой-ковылем, в которой прячутся кони дружинников; деревья, цветы — все полно жизни и движения, ярких красок.

Картины, рисующие наступление ночи («долго ночь меркнет») или приближение кровавого утра, блещут всеми оттенками и оттеняют малейшие детали. Такими же художественными чертами отличаются образы, навеянные народным миропониманием того времени. XII век был богат религиозно-мифическими представлениями, шедшими из глубокой древности русского народа. Певец сам как бы верит в Даждьбога, в Хорса и Стрибога и в Велеса. Русский народ представлен автором в образе «сына Даждьбога»; вещий Боян назван «Велесовым внуком»; ветры, веющие с моря, олицетворяются в виде «внуков Стрибога» и т. д.

0 / 5. 0

.