5
(1)

Как и в «Полтаве», в «Медном всаднике» имеется сочетание героической поэмы (образ Петра, Петербурга) и реалистической социально-бытовой повести (образ Евгения). По манере повествования эта поэма — произведение лира-эпического характера. Здесь, кроме образов Петра и Евгения, есть ещё образ повествователя-автора, который не только рассказывает, но и выражает свою непосредственную
оценку героев и событий, свое отношение к тому, о чём он повествует.

Как в лира-эпическом произведении, в поэме есть сюжетный и внесюжетный элемент. По существу говоря, сюжетом поэмы является судьба Евгения. Пётр дан внесюжетно. Пётр как реальное лицо дан только во вступлении, не связанном сюжетной линией с повестью, действие которой на столетие отделено от времени закладки Петербурга. В повести же петр — символ абсолютиэма; он только косвенно связан с действием.

Но вступление необходимо для выражения идейного замысла поэта; оно служит оправданием преобразовательной государственной деятельности Петра, наглядным выражением которой является Петербург, «полнощных стран краса и диво». В лирических отступлениях («Люблю тебя, Петра творенье …») Пушкин дает высокую положительную оценку делу Петра.

В реалистической повести сюжет раэвёртыеается как судьба Евгения. В начале первой части лается экспозиция социально-бытового характера (кто такой герой, где и в каких условиях он живёг, его мечты).
Наводнение является завязкой, поездка на взморье, где стоял «ветхий домик» Параши, — кульминацией.

Развязка дана двойная: в бытовом плане (сумасшествие Евгения) и в социально-политическом (бунт Евгения против Медного Всадника и результаты такого протеста).

Кроме реальных лиц (Евгения, Параши), в поэме выведены в качестве своеобразных действующих лиц статуя Петра 1, Петербург и Нева, принимающие характер символических образов. Памятник Петру олицетворяет идею абсолютизма, Петербург дан как наглядное доказательство правоты и прогрессивности преобразовательных реформ Петра, вызвавших рост творческих сил страны. Нева же является как бы воплощением мятежной стихии, грозящей разрушить дело Петра. Она как бы оправдывает бунт Евгения.

5 / 5. 1

.