Женский образ у Грина вырастает до символа добра, чистоты, красоты. И этот символ насыщен живым очарованием жизни.
Образы гриновских девушек, «красивых, как песня, прозвучавшая на заре», подобных «живому стихотворению, со всеми чудесами созвучий и образов, с тайной соседства слов», своим врачующим и возвышающим назначением обязаны высоким идеалам русской литературы, которая отводила женщине именно такую роль.
В эпоху Серебряного века эротическая сторона любви приобретает весьма значимый аспект. «Свобода любви» захватила не только литературу, но и частную жизнь людей.
Эрос Серебряного века своеобразно отразился в творчестве Грина. Чувственная сторона любви оставалась вне пределов художественного исследования писателя. Для него подлинная любовь — это стихия добра, не подвластная плотским страстям. В то же время, будучи высшей ценностью, любовь в творчестве Грина может выступать и как онтологически враждебная, «злая сила».
Например, любовь Руны, героини романа «Блистающий мир», наделённой дьявольской гордостью, тщеславием, стремлением покорить мир, способна породить ненависть и преступление.
В новелле «Жизнь Гнора» главный герой заманивается соперником на необитаемый остров, где он проводит семь страшных лет.
Преданная и пылкая любовь к Кармен, «женщине с золотой кожей», спасает его от гибели. И хотя в этом произведении мелькнуло такое непривычное для писателя выражение, как «безумие твоих колен, твоего тела», победителем судьбы делает героя великая сила духа, а не плоти.
В русской классической литературе, связанной с нравственными принципами православия, любовь представала, как правило, целомудренной, возвышенной. Особенно важна в гриновском творчестве пушкинская традиция. Великий поэт на века определил национальный идеал русской женщины как натуры героической, любящей, спасающей (Маша Миронова, Татьяна Ларина). По мысли Пушкина, «красота должна быть и блеском добра». Интересно в этой связи обратиться к женским образам в творчестве Грина.
В черновиках Грина встречается рассуждение о наиболее характерном для него женском типе, где как сущностно значимая грань авторского идеала выступает добро: «Я уже чувствую, что где- то далеко неторопливо и весело идёт хорошая девушка … Я признаю только хороших девушек… Хорошая девушка неизбежно и безусловно добра … Она добра потому, что её свежесть душевная и большой запас нравственной силы есть дар другим, источаемый беспрерывно и беспредельно.
Она вызывает у тех, кто её видит, тёплое чувство, бессловесное решение запутанных и сомнительных истин. Она может быть красивой и некрасивой, хорошенькой или просто «недурненькой», но если она весела, добра и радушна, общение с ней может вызвать в человеке только всё самое лучшее, что у него есть».
Любимые гриновские героини — Ассоль, Кармен, Дези, Тави, Молли и др., надёленные необычными звучными именами, в то же время воплощают наиболее характерные черты русского нравственного идеала.
Они возвышают и врачуют, спасают и верят, ждут, надеются и идут за возлюбленным на край света, летят вместе с ними в «блистающий мир» неизведанного. В гриновской концепции мира именно героиня, «бегущая по волнам» Фрези Грант, воплощает нравственно-эстетический идеал писателя.
Эта хрупкая женщина не боится «ступить ногами на бездну», она творит добрые дела, не пугаясь мрака ночи и преследования хищных чудовищ. Спасая потерпевших крушение, заблудившихся на трудных морских дорогах, она устремлена навстречу людям, несёт им добро и свет (символична горящая свеча в её руках).
Обратившись лишь к некоторым произведениям писателя, посвящённым любви, следует заметить, что в его творчестве можно выделить почти все виды любви, известные человечеству издавна: эрос – стихийная влюблённость; филия — любовь-дружба, сторге — любовь-нежность; агапэ — жертвенная любовь; людус — любовь-игра; мания — любовь-одержимость и прагма — рассудочная любовь. Но центральное место в его творчестве занимает спасительный огонь любви, которая воплощает высшую Божественную природу мира.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.