0
(0)

«Жизнь — это сон» Кальдерона.  Сочинение

Кальдерон был создателем нового жанра — религиозно-философской драмы. Как ревностный католик он в своей пьесе подчеркивал необходимость усмирения человеком своей гордыни и обращении своих стремлений и желаний к Богу. Не стоит, считал он, впадать в отчаяние из-за того, что жизнь невозможно изменить, ведь оно является лишь сон. Уже в названии пьесы воплощена смысл барочной культуры («Мир — это театр»).

Человеку, по мнению драматурга, только кажется, что ее воля и желание способны что-то изменить в ее жизни. На самом деле она абсолютно беспомощна перед волей Бога Поэтому и сама жизнь человека, ярко доказала история Сехисмундо, призрачное, иллюзорное, вроде театра или сна, а не реальности. А потому единственное, что остается человеку, — это принять заранее определенную долю и обуздать свою мятежную натуру.

Очевидно, для Кальдерона важно было показать, что модель жизни как сна помогла его главному герою морально очиститься. Осознав, что все цели, которых можно достичь путем насилия, призрачные, Сехисмундо наконец понял и ненужность насилия. Это способствовало тому, что он сумел простить отцу. Сделав это, принц удивительным образом достиг власти и славы, о скудности которых недавно размышлял. Так автор вполне в духе христианского вероучения подводит читателя к мысли, что Бог вознаграждает праведников именно потому, что они не требуют награды. А вот на примере Басилио, который решил перемудриты Божье провидение, Кальдерон доказывает невозможность избежать того, что предусмотрено небесами.

Произведение Кальдерона насквозь аллегорическое. Поэтому отношения между Сехисмундо и Басилио можно рассматривать и как модель взаимодействия между Богом (эту роль выполняет в драме Басилио) и человеком (Сехисмундо). При этом человек (Сехисмундо) доказывает в этих отношениях свое право на некоторую коррекцию Божьего замысла в рамках морали.

В драме автор применяет тонкую иронию. Это еще один распространенный барочный прием. Ведь к пагубным последствиям может привести не только животная сущность человека. Вспомним первое появление Сехисмундо во дворце, когда он выбросил из окна слугу, угрожал Астольфо, чуть не изнасиловал Росаура. Так, в рациональных расчетах тоже случаются ошибки, что доказывает погрешность в гороскопе, через который Басилио едва не погубил родного сына. Ослепленный своей верой в знамение, король просто забывает, что по христианскому вероучению миром правят не звезды, а Божье провидение.

Никто не может судьбы отвратят

Ибо все, как определено, так и течет;

То, чему быть, того нам не пройдут,

И будет происходить должно.

И вместе с тем «Жизнь — это сон» является социальной драмой, где становление личности Сехисмундо, его нравственного «я» возможно через осознание своей ответственности перед другими.

Кальдерон предложил если не программа формирования идеального монарха, то хотя поучительную картину его самовоспитания и развития.

Как видим, в этом жанре главными героями становятся философские идеи, а персонажи их только озвучивают. Эти идеи воплощены через уподобление Кальдероном иллюзии и реальности, столкновение сознания и подсознания. Через образ сна автор охватывает целый ряд различных тем — относительности земных ценностей, быстротечности времени, свободной воли, милосердия, чести, вассального и родительского долга, вины и искупления, которые тесно переплетены в произведении.

0 / 5. 0

.