Литературный вечер по творчеству Вампилова

Цель: познакомить учащихся с фактами биографии писателя, его творчеством; ввести в мир духовных ценностей героев вампиловских пьес.
Оборудование: оформление сцены в виде уголка в комнате писателя: посередине стены книжная полка с произведениями любимых писателей А.Вампилова, слева — портреты любимых писателей, справа — экран для показа слайдов, под книжной полкой — стол, на столе — проигрыватель, стопка пластинок с произведениями любимых композиторов, гитара.
Часть I
Литературно-музыкальная композиция Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был.
Петр Реутский
Слайд: А.Вампилов.
1-й ведущий. Конечно же, 20-летний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни «человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до 5 градусов, отяжелевшая куртка … Он почти доплыл … Но сердце не выдержало за несколько метров до берега …
2-й в е Д у Щ и Й. «Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что старым я не буду». Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком: «Могильная, черная темнота воды … «» (Андрей Румянцев).
Ч т е Ц (на фоне музыки).
По тайге цветет багул — не герань,
По тайге веселый гул синих птиц.
Я ступил уже за тайную грань,
Постигаю красоту небылиц.
Птицы синей не поймать в вышине,
Птицы черной не сыскать в темноте.
Не грустите, я прошу, обо мне
На последней на прощальной черте.
А Сибирь — не теплый Крым, не Кавказ.
А Байкал — не городской водоем.
Я целую уголки твоих глаз,
Вспоминаю, как мы были вдвоем.

Мне теперь уже ни жестов. Ни слов.
Вижу я, а вам меня — не видать.
Видит Бог, я к вам вернуться готов,
Чтоб хоть слово, хоть привет передать.
Блещет август у моих У дверей.
у дверей моих стоит пустота.
Мир отсюда и теплей и добрей,
И пронзительней его красота.
Мне теперь уже ни ночи, ни дня,
В неизвестность, в бесконечность лечу.
Расскажите, как вы там без меня …
Может, я еще ответ получу. ..
Марк Сергеев
1-й в е Д у Щ и й. «я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В.Распутин.
Ч т е Ц (на фоне музыки).
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или янедолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как Бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог …
Всё мое со мной останется,
И со мной и на земле.
у кого- то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или янедолюбил?
Вспоминайте меня весело, —
Словом, так, каким я был.
Петр Реутский
2-й в е Д у Щ и й. Что можно рассказать о такой до обидного короткой жизни? Все как у всех: родился … рос … учился … окончил … работал … Но между датами рождения и смерти вместилась далеко не простая судьба талантливого драматурга, яркого, светлого человека, чуткого и ранимого, особо восприимчивого к миру, его радостям и скорбям, смеху и плачу,без чего не бывает подлинного искусства … Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения. — … Я уверен, все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей. Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли … » 19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось … сын. Как бы не оправдал второе … У меня, знаешь, вещие сны».

1-й в е Д у Щ и й. Сны, действительно, были вещими, сын, четвертый ребенок в семье, как и большинство мальчишек, любил мальчишеские игры, особенно футбол, озорство, но при этом умел «чувствовать всю соль жизни под солнцем», как мечтал отец.
2-й в е Д у Щ и й. Год рождения Вампилова был годом 1 ОО-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого семейства, отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы Валентин Никитич Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.
1-й в е Д у Щ и й. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое — дроби — к слезам: они пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет от роду. (Слайд: Саше 2 года.) … На руках Анастасии Прокофьевны четверо детей, старшему из которых было 7 лет.
Показ слайдов: фотография Анастасии Прокофьевны — матери Вампилова; дом Вампиловых.
3-я в е Д у Щ а я (рассказывает от имени матери). «После гибели мужа я осталась работать преподавателем математики в той же школе поселка Кутулик, где мы вместе начинали учительствовать. Долгих 22 года прожила я с детьми в поселке, в бревенчатом доме барачного типа, где когда-то на пути в Александровский централ был пересыльный пункт каторжан. Дом стоял на школьном дворетам и вырос Саша. Кутулик по праву он считал своей родиной … »
2-й в е Д у Щ и й. От нее, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные и друзья, перенял многие самые лучшие свои качества. Этой русской женщине, так много испытавшей, Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.
Каким остался сын в памяти матери?
З-я в е Д у Щ а я. « … Каким он был, каким рос? — часто теперь спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны. Пишут из Болгарии и Польши, Финляндии и Франции — из тех стран, где театры ставят его пьесы. Проявился ли в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в отрочестве? Драматический, наверно, нет;человеческий — да, хотя мне трудно говорить о каких-то особенных чертах его характера и впечатлительной натуры. Он не выделялся среди остальных моих детей … Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестер — младший ведь. Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка …
В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой. Я иногда очень беспокоилась за эти отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей короткой жизни. Собирал по округе бездомных собак и кормил их. Всегда у нас во дворе кто-нибудь жил — то Буска, то Пират, то Лайка. Когда Пират пропал, Саня бродил по лесу три дня и звал его — может, отзовется?
Хорошо играл на гитаре и немного пел …Позднее стал увлекаться классической музыкой — Бетховеном, Моцартом, Глинкой. Много читал — библиотека осталась у нас от моих родителей: Пушкин, Лермонтов, Чехов, Есенин, Толстой … Знали мы, что Саня писал в школьные годы стихи, но никогда никому не показывал. Скрывал. Был бессменным членом редколлегии школьной газеты и хорошо рисовал. Общительность, расположение к людям, доверчивость и открытость — черты его характера. Людей и жизнь он любил всегда».
1-й в е Д у Щ и й. Кстати, о стихах. Наверное, в юности жажда выразить себя в поэтическом слове говорит о способности человека удивляться миру, красоте, глубоко переживать. Не обязательно потом становиться поэтом. Но поэтическое восприятие жизни или память о нем, как о лучшем в себе, сохраняется на всю жизнь как свет юности. Под клятвой читал Саня друзьям:
Ч т е Ц (на фоне музыки).
Моей весны цветы давно увяли.
Я перестал уже о них жалеть,
Огнем своим они меня сжигали,
И я решил: им больше не гореть.
И я их забывал. Мои старанья
Вернули в душу тишь и благодать —
Приятно пережить любви страданье.
И всё ж страдания приятней забывать.

2-й в е Д у Щ и й. Думается, не случайно Вампилов был для родных и близких Саней. Строгое имя Александр и мягкий его вариант точно обозначили суть этого человека: чуткого и надежного, на кого можно положиться и кому можно довериться. А ведь Александр — в переводе с греческого значит «защитник людей». Может быть, и имя предопределило его судьбу?
4-й в е Д у Щ и й. Вот каким помнит его классный руководитель Клавдия Николаевна Токтонова: «При мысли о Саше встает в памяти подросток с задумчивыми тихими глазами и копной кудрявых волос. В те далекие 50-е годы жили мы все материально плоховато. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском поселке? Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь. Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельные импровизированные вечера, долгие споры о литературе в потемневших классах при освещении пламени топившейся печки, дрова для которой они запасали сами, — вот круг занятий и интересов».
Слайд: поселок Кутулик.
1-й в е Д у Щ и й (читает по книге). «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город … Но, отдаляясь, не чаще ли я стал
возвращаться сюда в своих мыслях?» — читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику», написанном ЗО-летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве. Не о тех ли же чувствах поведал в стихотворении «Родная деревня» нам Николай Рубцов, с которым дружил А.Вампилов, встречаясь в Москве, в общежитии Литинститута?
Ч т е Ц (на фоне музыки).
Хотя проклинает приезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу …
2-й в е Д у Щ и Й. Почему же тянуло в Кутулик, «деревянный, пыльный, С огородами, со стадом коров, но с гостиницей, милицией и стадионом», Кутулик, который «от деревни отстал и к городу не пристал»? Почему?
1-й в е Д у Щ и й (читает по книге) . Я представил себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движения и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную грядку, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся из нагретой изгороди тепло и жужжание пчел …Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Ее вид волновал меня, как в детстве, когда эта
дорога казалась мне бесконечной и обещала множество чудес.  … Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен» (А.Вампилов).
2-й в е Д у Щ и й. «Он был талантлив вдвойне — и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством — тем же источником, к которому припадают в жажде. (В. Распутин).
1-й в е Д у Щ и Й. Многие из знавших Вампилова связывают его студенческий облик именно с гитарой, и на фотографиях он часто запечатлен с нею в руках.
Слайд: фотография А. Вампилова с гитарой.
5-й в е Д у Щ и й. Из воспоминаний поэта Андрея Румянцева, сокурсника Александра Вампилова в Иркутском университете: «Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Александром Вампиловым без музыки. В первые студенческие дни Санина гитара сводила нас в кружок всякую свободную минуту. Есенинские стихи, прочитанные Вампиловым, дополнялись песнями на слова поэта: «В том краю, где желтая крапива … «, «Грубым дается радость … «, «Устал я жить в родном краю … «. Мне кажется, музыку к этим стихам подобрал сам Вампилов. Все наши «посиделки» начинались с этих песен … Позднее, уже во время учебы, Саня сочинил романс на есенинское стихотворение
«Вечером синим, вечером лунным .. .». Под аккомпанемент оркестра, в котором мы играли, Санино сочинение часто исполнял в университетских концертах солист, один из студентов нашего факультета. Но большее впечатление производил романс, когда его пел сам
Вампилов под свою гитару.Из тишины рождались чуть слышные грустные звуки. Саня начинал элегически:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Потом переборы гитары убыстрялись, и когда звуки уже походил и на лавину, летящую под крутой склон, Саня безысходно вздыхал:
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело … далече … мимо …
Главным же в Санином репертуаре были старинные романсы. Он пел их неторопливо, сосредоточенно. У Сани была небольшая фонотека симфо-
нической, камерной и оперной музыки, постоянно пополняемая. Это богатство давало возможность, включив проигрыватель, слушать многочасовые концерты. Звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Паганини, Сен-Санс, Лист. Из бетховенских сонат Саня любил «Патетическую», «Аппассионату», «Крейцерову» и «Лунную», из симфоний — третью («Героическую»), Пятую, Шестую («Пасторальную») и особенно Девятую. Это были особые часы в нашей тогдашней жизни!»
Звучит мелодия.
2-й в е Д у Щ и й. Дебют Вампилава как драматурга состоялся в 1964 году в журнале «Театр», где под рубрикой «Народный театр» была напечатана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В этой сценической миниатюре видны истинно «вампиповские» черты: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинции, слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения, талант передать ощущение всей прошлой жизни персонажа, одной фразой, иногда намеком и настроением выразить нечто сокровенное в душе человека: «В наши окна не видно дорог». « … Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта — чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него — были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю … » (В.Распутин).
1-й в е Д у Щ и й. «Для него в драматургии ничто не могло быть случайным или проходным. Каждое слово как бы имело свой вкус, вес и даже цвет, а главное — не могло быть заменено никаким другим» (Елена Якушкина, заведующая литературной частью театра им. Ермоловой).
Слайд: сцена из спектакля «Прощание в июне» (фотография).
2-й в е Д у Щ и й. Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание В июне», вышедшей в 1966 году. Впервые она была поставлена в Литве, затем — во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену она смогла пробиться лишь в 1972 году. Главную роль в таком разрыве времени сыграли серьезные препятствия, которые чинили молодому автору Управление культуры Москвы и театральная цензура, невнимание к нему критики, так как в пьесе, как требовалось тогда, не было положительного героя, а были другие — по-настоящему совестливые, наивные и доверчивые.
1-й в е Д у Щ и Й. Знавшие Вампилова вспоминают, как он страдал, когда чиновники от театра требовали что- то изменить в тексте, чтобы -прояснить-, «подчеркнуть злобу дня»: они наталкивались при этом на «полуулыбку, добрую, чуть насмешливую», подернутую «дымкой какой-то задумчивой грусти». Он словно бы давал понять, что изменить пережитое каждым нервом, написанное кровью сердца невозможно.
3-я в е Д у Щ а я. Мать драматурга Анастасия Прокофьевна вспоминала: «С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне. И когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему это? Саша сказал: «Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: «Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям, должны относиться к ним критически». И незадолго до гибели Саша сказал мне: «А ты ведь, мама, не верила в меня … » Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: «Дорогой маме от младшего сына» … »
Слайды: сцена из спектакля «Старший сын»
2-й в е Д у Щ и й. Премьера пьесы состоялась в Иркутском драматическом театре имени н.п.Охлопкова в 1969 году. Через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы под названием «Свидание В предместье» (режиссер Е.Падве). Это был первый и удачный прорыв Вампилова на сцену северной театральной столицы, произошедший за два года до его премьеры в Москве. Ленинградский спектакль получил известность, многие специально приезжали из Москвы посмотреть его, он стал предметом обсуждения в театральном мире. На ос-
новании пьесы были созданы телефильм  (1976, режиссер Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков).
Слайды: сцены из спектакля «Утиная охота».
1-й в е Д у Щ и Й. «Утиная охота» создавалась Вампиловым как пьеса о себе и своем поколении, которое, по признанию самого цраматурга, не избежало серьезных нравственных потерь. Это предопределило тернистый путь пьесы на сцену (при жизни автора она не была поставлена). Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е годы и первой половине 1980-х годов, в том числе и во МХАТе (1979, режиссер О.Н.Ефремов), не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск В сентябре», созданном на ее основе (1979, режиссер Виталий Мельников; выход на экран в 1987 году). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы Вампилова.
Слайды: сцены из спектакля «Прошлым летом в Чулимске» и кjф «Валентина».
2-й в е Д у Щ ий. Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова — «Прошлым летом в чулимске-. Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной. Режиссер Ленинградского Большого драматического театра имени М.Горького говорил: «Нет художника без своего ощущения художественности. У Вампилова она рождается из гармонического единения сочного густого быта и поэтической сказочности. Соотнести это сложно, но без этого почти невозможно воплотить его драматургию на сцене». В 1981 году на основе «Чулимска» режиссером Глебом Панфиловым был снят фильм под названием «Валентина».
1-й в е Д у Щ и Й. Последний год жизни Вампилова был ознаменован премьерой на малой сцене Ленинградского БДТ имени М.Горького его пьесы «Провинциальные анекдоты» (режиссер Г.А.Товстоногов).
2-й в е Д у Щ и Й. Лишенный своего театра при жизни, Вампилов обрел его только после своей смерти. Таковым стал Московский драматический театр имени М.Н.ЕрмоловоЙ, воплотивший на своей сцене на протяжении 70-х годов почти весь вампиловский репертуар. Главный режиссер театра Владимир Андреев объяснил это двумя словами — «счастье единомыслия», которое он, как постановщик, испытал в работе над пьесами Вампилова. «Он был сложным человеком. Разным, — утверждал Андреев. — И герои его пьес — люди далеко не однозначные».
1-й в е Д у щ и Й. Тайна вампиловских пьес в их особой психологической ауре, которая воздействует на читателя и зрителя: то «таинственная, переменчивая, то просветленно-шутливая, то медленно и печально угасающая музыка», грустно-щемящее чувство, тревожащее и взывающее: «Почему мы такие? .. Откуда это в нас? .. Как человеку человеком быть?»
2-й в е Д у Щ и Й. Не вина Вампилова, что его пьесы сегодня не занимают достойного их места на русской театральной сцене. Вампиловский психологизм, опора на тонкие вечные нравственные ценности — совесть, честь, достоинство, альтруизм — не вписываются в нынешнюю российскую эпоху.
Ч т е Ц (на фоне музыки).
Слякотные, суженые, зимние,
Вечные ослушники зимы,
Это мы — Сзяппны и Зшювы,
Алики и Сильвы … Это — мы.
С песнями, прикрытыми засовами,
С радостью в келейках без окна,
Вами до морщинки прорисованы,
Вами и оплаканы сполна.
Верующие, мучившие, лгавшие,
Потчевавшие басней соловья …
Старшие ли, младшие ли, падшие,
Блудные ли … — ваши сыновья …
Анатолий Кобенков

© 2017 Инфошкола