Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии Грибоедова «Горе от ума»

ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Чацкий — представитель передовой части дворянства. Его столкновения со средой, со своим же классом — конфликт с фамусовским обществом, борьба за свое понимание жизни . Идеал жизни Фамусова:

…не то на серебре,

на золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал — то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Представления о жизни, идеи Чацкого противоположны идеалам Фамусова, они во многом отражают взгляды Грибоедова и идеологию декабристов. Это такие идеи, как протест Чацкого против крепостничества. В монологе «А судьи кто?» — идеи служения отечеству: «Кто служит делу, а не лицемерам». Идея национальной самобытности России слышна в словах Чацкого: «Ни звука русского, ни русского лица».

На протяжении всей комедии происходит столкновение этих противоположных сторон. Комедия построена в традициях классицизма, соблюдается принцип единства места и времени. Отступлением от этих традиций является отсутствие единства действия, так как нет единой любовной интриги в сюжете комедии. Главное место занимает идейный конфликт. Необычно построение характеров персонажей, они строятся по принципам, выходящим за рамки традиционного амплуа. Отступлением является также отсутствие счастливого финала — Чацкого постигает разочарование в любимой, он вынужден уехать из Москвы, но все же он одерживает победу над фамусовским обществом.

По ходу развития событий линии идейного конфликта и любовной интриги идут параллельно. Без любовной интриги действие не было бы полным, не был бы понятен дух московских гостиных. Да и появление Чацкого в доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем знакомым, о которых он говорит с сожалением: «Опять увидеть их мне суждено судьбой».

Завязкой действия послужил обморок Софьи, при падении Молчалина с лошади — Чацкий многое понимает:

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга.

Кульминация — объявление Софьей Чацкого сумасшедшим. Софья наказывает его за остроты, за обидные слова о Молчалине. Софья так отзывается о Чацком: «Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!». И далее:

Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, . Угодно ль на себе примерить?

Развязка наступает в IV действии — Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи к Молчалину и Молчалина к Лизе: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека».

И, может быть, если бы Чацкий не стал свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и Молчалина остались бы прежними, Софья бы смогла простить, или Фамусов поторопился бы со свадьбой Софьи со Скалозубом. «Но теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с Чацким, вся Москва узнает…» (Гончаров).

Чацкий с жаром восклицает: «Слепец! я в ком искал награду всех тудов! Он порывает с Софьей, со всем фамусовским обществом, уезжает из Москвы «…искать по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок!».

Но Чацкий не побежден, он «сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар количеством силы свежей». Очень важную роль в комедии играют монологи: при помощи драматических монологов раскрывается характер героя; эпические монологи повествуют о действиях, не показанных зрителю, но связанных с происходящим на сцене; лирические монологи отражают точку зрения автора. Для монологов «Горя от ума» характерны диалогические формы.

Print Friendly
Print Friendly
© 2016 Инфошкола