Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье»

В русской поэзии трудно найти поэта более мажорного и светлого, чем Афанасий Фет. В его творчестве отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы. Основные темы его произведений — природа, любовь, красота. Поэт считал, что назначение поэзии — помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты. Он утверждал:

Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Природа в произведениях Фета — объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Образы природы у него никак не связаны с человеческими нуждами и трудом (как, например, у Н. А. Некрасова). Стихи Фета создают настроение, как картины художников-импрессионистов. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье … » часто сравнивали с картинами
импрессиониста Поля Синьяка « Гавань в Марселе» и «Сосна». Обе картины написаны легкими мазками, даже точками, и создают ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Когда соединяются световые лучи, у зрителя синтезируется нужный цвет. Примерно то же самое происходит при прочтении стихотворения Фета. Перед нами три короткие строфы, рассказывающие о любовном свидании. В первом четверостишии описание вечера дано мелкими мазками-существительными: шёпот, дыханье, серебро, колыханье. В соединении с эпитетами они передают ощущение от встречи влюблённых. Второе четверостишие даёт описание ночи любви. Эпитет ночной в первой строке усиливает магию ночи, которая изменила черты лица возлюбленной. Третье четверостишие описывает утро, слёзы счастья, расставание влюблённых:
и лобзания, и слёзы,
И заря, заря! ..
в каждой строфе — свои краски и звуки, а всё вместе сливается в красоту и магию ночи любви и
любовного свидания. Есть интересная особенность у этого произведения: во всём стихотворении нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а имена существительные придают каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, стихотворение вовсе не статично. Более того, оно передаёт беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюблёнными. Стихи заставляют работать воображение читателя — «дорисовывать» недостающие детали. Как этого добился автор? Поэт подобрал такие существительные, которые содержат в себе категорию глагола и являются своего рода подлежащими — сказуемыми: шёпот, дыханье, трели, колыханье, лобзания, слёзы. Рядом с этими словами находятся существительные, служащие дополнениями к ним: трели соловья, колыханье ручья. Важную роль играют запятые — они как бы обрамляют отдельные картины и образуют между ними паузы. Точек на протяжении всех трёх строф нет — стихотворение читается как одно предложение. Новизна и необычность этого действительно новаторского произведения заключаются в том, что оно говорит обо всём, ничего при этом не называя. Не названа, например, луна, хотя без её света невозможна игра теней, придающих динамику нарисованной картине. Ничего не сказано о самом любовном свидании — просто передано его течение от ночи к утру. Внимательный читатель заметит, как «пурпур розы», разрастаясь в «дымных тучках», переходит в зарю. Не названа и сама любовь, но есть её переживание — «ряд волшебных изменений милого лица». Стихотворение на долгие годы стало настоящей эмблемой творчества Афанасия Афанасьевича Фета.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола