5
(1)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива … » представляет собой сложное предложение — период. Период являет собой связный текст, который умещается в одном предложении и в котором содержательные, синтаксические ритмико-интонационные элементы находятся в гармоническом единстве.

Нередко в периоде используются однотипные синтаксические конструкции. Интонационно-синтаксическая модель (когда … тогда … ), характерная для стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива … », использовалась поэтом довольно часто. Стоит назвать хотя бы стихотворения «Арфа» («Когда зелёный дёрн мой скроет прах…»), «К***» («Когда к тебе молвы рассказ … «), «Оправдание» («Когда одни воспоминанья … »), «Когда надежде недоступный … », которые по своей композиционно-синтаксической структуре близки стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива … »

Стихотворение написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом в Главном штабе за распространение списков стихотворения «Смерть Поэта». По воспоминаниям Шан-Гирея: «Мишель велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива … «, «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою «, «Кто б ни был ты, печальный мой сосед «».

Находясь в заключении, Лермонтов с большой поэтической силой запечатлел картины родной природы в их гармоническом слиянии с состоянием внутренней просветлённости человека. Образы природы, нарисованные поэтом, совмещают в себе изображение осени с «желтеющей нивой» И «малиновой сливой» И образы весны с обрызганным «росой душистой» лесным ландышем. Но эти «разрозненные» образы объединяются мыслью о просветлённом, умиротворяющем воздействии на человека природы-утешительницы.

Богатая цветовая симфония стихотворения обогащается запахами росы «душистой» и игрой -студёного ручья», лепечущего «таинственную сагу».

Через всё стихотворение проходит синтаксическая анафора с повторением в начале каждой строфы союзного слова «когда», завершающаяся торжественной заключительной строфой с логически ожидаемым наречием «тогда».

Интонационный контур стихотворения, состоящего из одного сложного предложения, характеризуется постепенно нарастающим повышением интонации с подчёркнуто возвышенной кульминацией в самом конце произведения. Но при этом чтение не может быть безразличным к знакам препинания, завершающим каждую строфу: точка с запятой в конце первой и второй строф и тире после третьей потребуют пауз, перед которыми интонация не будет сопровождаться глубоким понижением голоса, как это бывает в конце предложения, — она должна быть «открыта» для произнесения следующей строфы (следующей части периода).

Таким образом, интонационный рисунок чтения подчеркнёт содержательное и синтаксическое членение «стихотворного периода», его соразмерность и стройность, величественную «монотонность» и внутреннюю напряжённость.

5 / 5. 1

.