0
(0)

Замятин  Евгений Иванович (20.01.1884, Лебедянь Тамбовекой губ. — 10.03.1937, Париж), прозаик, драматург, литературный критик. В 1896-190.2 гг. учился в гимназии в Воронеже, с 1902 г. — студент Политехнического института в Петербурге. По поручению большевистской фракции социал-демократической партии вел агитацию на верфях и кораблях, где проходил практику. За политическую деятельность был арестован. В 1908 г. получил диплом инженера-судостроителя и был оставлен на кафедре института. В 1916 г. был командирован в Англию, где наблюдал за постройкой ледоколов для русского флота; участвовал в проектировании и руководил постройкой ледокола «Александр Невский» (позднее переименован в «Ленин»). В Россию вернулся в 1917 г., прекратил работу на верфи,  полностью посвятил себя литературе и лекциям в Политехническом институте.  Принимал активное участие в культурной жизни России, основывал литературные группы и журналы. В 1924 г. началась его борьба с цензурой по поВоду публикаций своих произведений и постановки пьес, на 1929 приходится апогей нападок на писателя. Ленинградское отделение СП СССР приняло решение, в котором публикация за рубежом перевода романа з. «Мы» был признана грубой политической ошибкой. Одновременно ут верждалось, что издание советскими писателями за рубежом произведений, не опубликованных в СССР или не при нятых советской общественностью, недопустимо и должн быть запрещено. В 1931 г. з. обратился с письмом к И. Сталину с просьбой о разрешении выехать за границу. В начале 1932 г. он выехал во Францию и поселился в Париже; эмиграции з. не написал ничего значительного. В 1908 г з. напечатал свой первый рассказ, в 1913 г. за антивоенную направленность повести «На куличках» был привлечен к суду. Во время полуторагодичного пребывания в Англи написал ряд повестей и рассказов, главное произвёдение  этого периода — повесть «Островитяне», с которой началась литературная известность Замятина. Она написана еще в традиционной манере, хотя уже в ней звучат присущие дальнейшему творчеству Замятина скептицизм и ирония. В рассказах раннего периода он ориентируется на рассказы А. Франса, в последующих рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921 в области формы доминирует конструктивистский стиль повествования, в философской сфере — платоновская концепция действительности (люди, вещи и их тени),  в социальной сфере — критика советской власти.  Самое известное произведение Замятина — роман-ангиутопия «Мы» (1920), изображающий систему, которая делает счастливыми и равными всех подданных. Это пророческое описание тоталитарной системы в 20-е годы было переведено на несколько языков, а в Советском Союзе книга была подвергнута острой критике (в СССР издана только в 1988). Любопытным литературным воплощением темы преступления и наказания стал рассказ «Наводнение» (1929), поставивший проблему совести в системе ценностей, из которой исключен Бог. Замятин написал несколько пьес и инсценировок.  В 1920 г. он написал свою первую пьесу «Огни святого Доминика», в которой речь идет об инквизиции, хотя на самом деле она посвящена советской действительности. Эта аллюзионность свойственна всем пьесам Замятина: история в них служит лишь поводом для рассуждений о современности. По просьбе режиссера А. Дикого Замятин написал для МХАТа пьесу «Блоха» (1925), в которой использованы мотивы рассказа Н. Лескова «Левша»; главная мысль произведения — несокрушимость того, что является самым главным в обществе: жизненные силы народа.  Статьи о литературе и публицистические очерки замятина опубликованы в сборнике «Лица», вышедшем в Нью-Йорке в 1967 г.;  в него вошли литературные портреты Л. Андреева, А. Блока, М. Горького, Г. Уэллса и очерки «Новая русская проза» (1923), «О сегодняшнем и современном» (1929), «Закулисье» (1929).  Здесь же опубликованы программные заявления Замятина «Я боюсь» (1921) и «Письмо Сталину» (1931). В первом из них автор защищает литературу от цензуры.  На творчество Замятина во многом повлиял Ф. Достоевский — в романе «Мы» развиты идеи Великого инквизитора и реализована программа Шигалова из «Бесов», «Преступление и наказание» послужило отправной точкой для рассказа «Наводнение», Мамай — это Макар Девушкин «Бедные люди») первых лет советской действительности.

0 / 5. 0

.