4.1
(10)

Наряду с главным героем в поэме важное место занимает и образ автора-повествователя. Это автобиографический образ, выступающий посредником между героем и читателем, Кроме специальной главы «0 себе» в поэме есть еще три главы «От автора».

Эти главы выполняют композиционную функцию (членение поэмы на части, а также роль связки между главами). Авторские главы пронизаны особым лиризмом, задушевностью, насущностью тем, затронутых в поэме.

Это обращения.автора к одушевленным и неодушевленным предметам: родине, шинели, снаряду, врагу, собственному сердцу, к женам, девушкам, к себе. Отметим также и тот факт, что автор является своеобразным двойником своего героя, подчас даже трудно отделить одного от другого. Сближаются их высказывания, судьбы, язык:

и скажу тебе, не скрою, —
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
3а меня гласит порой.

Начиная со второй части поэмы авторское повествование доминирует: рассказ ведется главным образом от лица автора-повествователя «Кто стрелял?», «О герое», «О любви», «Смерть и воин». Автор всюду сопровождает Теркина, комментируя его поступки, чувства и мысли. Эпический и лирический планы поэмы сливаются.

Образ автора-повествователя необходим Твардовскому для того, чтобы наиболее полно и масштабно представить картины войны, показать героя не толбко в действии, но и осмыслить происходящее, подвести итоги. Поэтому образ воюющего народа к концу поэмы расширяется.

Образ Василия Теркина дополняется и образом автора-повествователя, и эпиаодическими персонажами, и «другом и братом» читателем. А завершающие строки поэмы звучат трагическим аккордом в память о миллионах Теркиных, так и не вернувшихся с войны, но с честью выполнивших свой ратный труд:

Эту книгу про бойца
Я и начал с середины
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

4.1 / 5. 10

.