Образ Пугачёва

Пугачев появляется на страницах романа во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Читатель еще не знает, что этот «дорожный», «бродяга», «мужичок» (так называет его рассказчик) будет «осаждать крепости и потрясать государством». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. «Наружность его показалась мне замечательна». Запомнились «сверкающие глаза», черная борода, «обстриженные в кружок» (по-казацки) волосы, выражение лица «довольно приятное, но плутовское». Отмечены хладнокровие и сметливость прохожего. Прозвучала его яркая, образная и чисто народная речь, богатая поговорками. Одновременно с этим первым наброском портрета героя возникла и тема народных волнений: в разговоре прохожего с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления «только что усмиренного … бунта» казачьего Яицкого войска. Во сне Гринева мужик с черной бородой является ему каким-то благодетелем, но он же окружен кровью и мертвыми телами, несет в себе что-то страшное. В главе VI о Пугачеве говорится в письме генерала коменданту Белогорской крепости. Здесь Пугачев в обычном восприятии его людьми правительственного лагеря: беглый казак, «злодей», «самозванец». В главе VII- «Приступ» — мы видим уже предводителя народного восстания. Во главе осаждающих крепость «на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблей в руках: это был сам Пугачев». Он отдает «повеления», в его образе чувствуется уже величие, сила. Отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди … » Вот Пугачев сидит «в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Он окружен народом, встретившим его с хлебом и солью. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева:(«Унять старую ведьму» — и по приказанию Пугачева жену капитана Миронова казнят). Но расправа с офицерами Белогорской крепости, сопротивляющимися восстанию, воспринимается как нечто понятное и неизбежное в ходе ожесточенной борьбы. И здесь же отмечается способность Пугачева к добрым движениям сердца. Пугачев помиловал по просьбе Савельича офицера Гринева: он вспомнил заячий тулупчик и стакан вина. «Долг платежом красен». Обратимся к сцене своеобразного «военного совета», на котором  присутствует Гринев (гл. VIII). Прочтем отрывок: «Необыкновенная картина мне представилась … » кончая абзацем о том, какое действие на рассказчика произвела народная разбойничья песня, пропетая Пугачевым и его товарищами, а затем разберем разговор Пугачева и Гринева. Обратим внимание на портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение с окружающими его казаками и Гриневым. Интересно также отметить и тон рассказчика: в нем сложно переплетается отношение Гринева (от его лица ведется повествование) и отношение автора к описываемому. «А, ваше благородие! Добро пожаловать; честь и место, милости просим», — в этом обращении к Гриневу вновь чувствуется добродушие Пугачева, снова звучит чисто народная манера выражения. «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого … », « .. .Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся с такою непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная, чему … » Упоминается быстрый взгляд Пугачева. Портрет повторяет выразительные детали, уже упоминавшиеся ранее, но вносит и ряд новых черточек. Наружность хорошо запоминающаяся, яркая, отражающая замечательные черты личности героя. Рассказчик (а за ним стоит и автор) видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Обращение Пугачева к соратникам-казакам и казаков к нему — чисто товарищеское, простое. «Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева». Подробности хода военного совета не переданы, однако сказано: «И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом». Поход было решено начать завтра же. Мы видим в Пугачеве и его соратниках волю, решительность. Вспомним, как изображен военный совет в Оренбурге у генерала Р. (можно открыть соответствующую страницу романа и кое-что процитировать). Полная противоположность: нерешительность, стремление уйти от ответственности, скудоумие, неумение поставить и решить задачу. Антитеза достаточно выразительная. Пугачев и его товарищи поют песню «Не шуми, мати зеленая дубравушка».  «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице, — говорит рассказчик. — Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Прекрасная и грустная народная песня приведена полностью. Она окрашивает всю сцену — и образ Пугачева, и группу его товарищей – в высокий поэтический и вместе с тем трагический тон. В конце сцены Пугачев соглашается отпустить Гринева «на все четыре стороны». «Так и быть … казнить так казнить, миловать так миловать». В этом и доброта его, и стремление отблагодарить, широта, размах души. «Вожатый» вывел Гринева к постоялому двору во время бурана. Гринев подвез прохожего к ночлегу. Гринев сверх того угостил его вином и подарил тулуп. Пугачев все еще помнит его. Теперь он расквитался с Гриневым в личных отношениях полностью. Он великодушно отпускает Гринева, не задумываясь, что перед ним человек враждебного лагеря. Когда Пугачев появляется в следующих главах, где  писатель повторяет внешние детали, уже запомнившиеся читателю: «живые» «быстрые», «ястребиные» глаза, черная борода, красный кафтан, белая лошадь. Облик Пугачева сразу встает перед мысленным взором читателя. Наряду с этим появляются и некоторые новые штрихи. Вот Пугачев вскочил в седло (ему подвели прекрасную белую лошадь), собираясь отправиться из Белогорской крепости, а в этот момент Савельич, протиснувшись сквозь толпу народа, подает ему Свой счет. Пугачев взял бумагу. «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?» Пугачев неграмотен, но соблюдает царскую важность, как он ее себе представляет. Он прощает Савельича за неуместные требования. Рассказчик замечает: «Пугачев был, видно, в припадке великодушия». Когда Гринев пешком отправился из крепости, Пугачев посылает ему лошадь и полтину денег. Отметим, что поэтизация Пугачева и сообщение его образу оттенка величия достигается еще и подбором эпиграфов  к каждой главе «приличный эпиграф» — сказано в послесловии к «запискам» Гринева). Таковы эпиграфы к главе Х («Осада города»): «Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры … »и т. д. И К главе XI («Мятежная слобода»). «В ту пору лев был сыт … ». Обратимся к этой главе. Прочтем описание горницы: «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане … важно подбочась». О чем говорит это описание? Перед нами мужицкий царь, и хотя это — «добрый», простой, «свой» царь, но он должен обладать всеми атрибутами царской власти. Свечи, хотя и сальные, — отнюдь не крестьянское освещение. Золотая бумага должна создать впечатление роскоши. «Важно подбочась», встречает Пугачев офицера из Оренбурга, окруженный, как и подобает царю, своими «генералами». Но напускная важность мигом слетает с него, когда он узнает старого знакомца. «А, ваше благородие! — сказал он мне с живостью. — Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?» Та же живая и простая народная речь. Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост. В реплике Хлопуши по поводу обещания Пугачева повесить Швабрина: «Ты уж оскорбил казаков, посадив дворянина им в начальники; не пугай же дворян, казня их по первому наговору», — слышится мысль умного политика. Хлопуша ненавидит дворянство как класс, но он понимает, что надо использовать недовольных Екатериной дворян, если они переходят на сторону восставших. Другая точка зрения, но также отражающая наличие в стане восставших какой-то рациональной политической мысли, борьбы политических взглядов, высказана и обоснована Белобородовым: «Коли ты Швабрина хочешь повесить, то уж на той же виселице повесь и этого молодца, чтобы никому не было завидно». Эти столь лаконично, но выразительно изображенные фигуры двух соратников Пугачева нужны автору для того, чтобы показать, что Пугачев не один. Народ выдвигает руководителей. Руководители начинают осознавать смысл и. значение своей борьбы. Но стихийность движения в исторических условиях эпохи не может быть преодолена. Диалог Гринева и Пугачева заканчивается решением поехать в Белогорскую крепость, освободить невесту Гринева. «Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем!». «Долг платежом красен», «казнить так казнить, миловать так миловать» — эти пословицы, столь любимые Пугачевым, хорошо выражают размах, широту его богатой натуры. При отъезде Пугачева с Гриневым из слободы «народ толпился на улице». Народ любит Пугачева, и рассказчик часто упоминает об этом. Ставим вопрос: какие черты Пугачева проявляются в его разговоре с Гриневым в пути? «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо» —  говорит Пугачев, — а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился … Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братия». Пугачев искренен и говорит правду. Читатель видит, что он действительно не «кровопийца». Пугачев проявляет некоторую хвастливость в разговоре о своих победах, но для нее были основания: успехи народного движения, действительно, были необычайны. Но вот дальше звучит в его словах трагическая нотка. Мысль о походе на Москву сопровождается раздумьем: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» … и т. д. Трагичным было положение руководителя народного восстания в эпоху стихийных крестьянских движений. Калмыцкая сказка завершает XI главу, в которой образ Пугачева в последний раз появляется в романе, если не считать эпилога, где будет сказано о казни Пугачева. Ставим вопрос о смысле аллегории, заключенной в сказке. Не случайно Пугачев сопоставляется в ней с орлом. Жить для того, чтобы бороться, бороться для того, чтобы раскрепостить таких же простых мужиков и казаков, каков сам Пугачев. И пусть даже борьба эта приведет к гибели: это лучше, говорит Пугачев, чем триста лет питаться мертвечиной. Пушкин хорошо понял эту сказку, а Гринев не понял ее. Это один из тех случаев, когда мысли автора и созданного им рассказчика разошлись. Подведем итоги: Пугачев в романе Пушкина вызывает сочувствие. «Пушкин с неслыханной для его времени смелостью настойчиво выдвигает на первый план черты привлекательные и трогающие … подчеркивает природный ум, героический характер Пугачева, способность к «дикому вдохновению». Пушкин поэтизирует его народные черты, его образный язык». И при этом писатель ничуть не приукрашивает Пугачева. Характер дан диалектически: Пугачев бывает жесток, но чаще — добр; он бывает хвастлив, но чаще прост, незаносчив; он неграмотен, но умен; иногда опрометчив, но наряду с этим — заботливо осматривает взятые крепости, отдает разумные приказания, руководит движением. А главное в нем- это воля к борьбе с ненавистным политическим строем. И поскольку в романе именно Пугачеву отведено самое большое внимание (характерно, что это единственное лицо, которому дана развернутая портретная характеристика), поскольку к его образу стягиваются обе сюжетные линии, и он играет определяющую роль в развитии сюжета, мы можем сказать, что образ Пугачева — композиционный центр романа. В целом — образ Пугачева вызывает симпатию читателя. Чайковский в одном из своих писем (по поводу замысла написать оперу на сюжет «Капитанской дочки») 30 мая 1888 г. пишет: «Я не думаю, чтобы оказалось возможным появление на сцене Пугачева. Ведь без него обойтись нельзя, а изображать его приходится таким, каким он у Пушкина, то есть в сущности удивительно симпатичным злодеем. Думаю, что, как бы цензура ни оказалась благосклонной, она затруднится пропустить такое сценическое представление, от коего зритель уходит совершенно очарованный  Пугачевым». Пушкин в своей повести изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Для Пушкина эти черты выражали национальный характер русского народа. «Взгляните на русского крестьянина, — писал поэт в «Путешествии из Москвы В Петербург», — есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны … Никогда не встретите вы в нашем народе ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому». Эту высокую характеристику Пушкин воплотил в образе Пугачева — подлинного представителя народа. Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, личная талантливость и русская удаль – таковы основные черты пушкинского Пугачева. В образе Пугачева и его ближайших соратников освещена и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя-батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе. Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева — также черты характера народного. В одной-двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которым относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева — величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической  заслугой великого поэта.                                                                                                     В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П. А. Гринев, от имени которого ведется повествование. Но именно Пугачев стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии. В изображении Пугачева Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в Пугачеве «изверга, вне законов природы рожденного, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают», — как писал, например, историк Броневский в критике на «Историю Пугачева» Пушкина. Совершенно не таков Пугачев у Пушкина. Уже самая внешность Пугачева, нарисованная поэтом, привлекательна: «живые», «сверкающие» глаза, выражавшие ум и сметливость, «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Обаятелен внутренний облик Пугачева, воплотившего в себе характерные черты русского народа, — широту, цельность и удаль его натуры. Пугачев, в изображении Пушкина, умен, сметлив, даровит, талантлив, смел, добр, великодушен, гуманен, справедлив. Кровная связь с народом, благородство, героизм характеризуют вождя крестьянской войны. Пугачев беспощаден к врагам народа; смысл жизни он видит в борьбе за свободу (сказка об орле и вороне). Недаром его так любит народ, справедливо видящий в нем своего вождя. Образ Пугачева раскрывается и во взаимоотношениях его с Гриневым, и в противопоставлении его царским генералам и офицерам, и в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает величие Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны как на «изверга» и «злодея», «история» которого «может изумить порочного и вселить отвращение даже в самых разбойниках и убийцах», как писал Броневский. На всем протяжении повести один только раз показывается суровая расправа Пугачева — с Мироновым и Иваном Игнатьевичем. Однако это — не злодейство, но акт законного народного возмездия. Не случайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола