0
(0)
  1. Основные требования к сочинению.

Заданием высокого уровня сложности в тесте ЕГЭ является написание творческой работы (сочинения-рассуждения) определенного объема (не менее 150 слов).

Обязательные требования к работе

1) Прочитать текст и на его основе сформулировать одну из проб-тем, поставленных автором текста.

2) Прокомментировать проблему, опираясь на содержание текста.

3) Сформулировать позицию автора (вывод, к которому он приходит в процессе
размышления над проблемой).

4) Высказать свое согласие или несогласие с мнением автора.

5) В пояснении выразить свою точку зрения на проблему и привести два аргумента,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения.

Одним из основных требований к сочинению является правильное понимание текста, представленного для анализа.

Для этого необходимо
1) определить стиль исходного текста (публицистический или художественный).
Потому что от этого зависит правильное определение таких важных понятий, как проблема и позиция автора;
2) определить тему текста (о чем рассказывает автор. в чем хочет убедить читателя);
3) разбиться текст на смысловые части, выделить основную мысль в каждой из них (можно сформулировать в виде словосочетания или простого предложения, можно в форме вопроса).

В публицистическом тексте автор открыто выражает свою точку зрения, обращая
внимание на актуальный для большинства современников воnрос.

В художественном отрывке рассказывается история из жизни героев текста, которая может служить иллюстрацией какой-либо проблемы. Позиция автора не выражена, определить ее можно на основе действий персонажей.

  1. Определение проблематики текста.

Проблема — это основной вопрос, над которым размышляет автор, используя материал конкретного текста. Если в тексте содержится сразу несколько проблем разного плана, то лучше всего обратить свое внимание на вопрос, который находится в центре внимания автора. Также можно выбрать для анализа проблему, которая наиболее интересна именно для выпускника, то есть будет соответствовать его жизненному и читательскому опыту.

Варианты формулировки проблемы
1) Можно сформулировать основную мысль текста в виде вопроса, так как сама по себе
проблема и подразумевает вопрос, на который стремится ответить автор: почему близкие люди часто не понимают друг друга? Что лежит в основе конфликта отцов и детей?

2) Можно сформулировать проблему при помощи типовых конструкций: проблема
(чего?) взаимоотношения поколений; вопрос (о чем?) о взаимоотношении поколений.

Типичные ошибки при определении проблемы
Основные ошибки обычно связаны с неправильным пониманием текста. Чтобы этого избегнуть, необходимо:
1) не пытаться найти проблему в первом же абзаце, потому что там может содержаться вводная информация, не относящаяся к основному вопросу текста; текст надо прочитать до конца;
2) помнить о специфике художественного стиля речи (уметь определять подтекстовую информацию, понимать иронию автора и др.).

  1. Комментарий проблемы.

Комментировать проблемы текста можно двумя способами:
1) «идти вслед за автором» (т.е. дать аналитический пересказ той части текста, которая связана с рассмотрением данного вопроса);
2) «свободный» комментарий (т.е. основанный на ассоциациях читателя: доказательство важности проблемы и др.).

Чтобы избежать типичных ошибок в комментарии проблемы, необходимо:
1) сначала сформулировать проблему, а потом комментировать ее (т.е. не размышлять над несформулированным вопросом);
2) пересказывать не весь текст, а только ту часть, которая необходима для анализа проблемы;
3) комментировать проблему, а не поступки героев особенно в художественном тексте);
4) умеренно использовать цитирование текста (достаточно привести одно или
два предложения).

  1. Формулировка позиции автора.

Самый эффективный способ определения точки зрения автора — это нахождение в тексте предложения (-ий), в котором она четко сформулирована.

Если проблема представлена в виде утвердительной конструкции (например, проблема истинной дружбы), то в определении позиции автора должны повториться основные понятия (Истинный друг всегда приходит на помощь в трудную минуту).

Типичные ошибки при определении позиции автора
1) Отсутствие формулировки авторской позиции.
Недостаточно написать:
С мнением автора невозможно не согласиться, потому что надо сначала обозначить точку зрения автора, а потом выразить свое согласие или несогласие с ней.

Неправильное определение позиции автора. Например, в начале сочинения заявляется одна проблема, а позиция автора определяется по другой.

3) Неточная формулировка авторской точки зрения. Анализируется отношение автора к разным аспектам текста, а не к конкретной проблеме.
4) Ошибка в определении понятий автор и герои-рассказчик. Необходимо помнить, что
в художественных текстах, написанных от первого лица, рассказ ведет герой-повествователь, а не автор. Позиции рассказчика и писателя могут не совпадать.

Непонимание этого может привести к искажению понимания текста. Это серьезная фактическая ошибка, которая значительно снизит общую оценку сочинения.

5) Аргументация собственного мнения Выпускник должен выразить свое отношение к авторской точке зрения на сформулированную проблему, выразить свое согласие или несогласие, опираясь на жизненный или читательский опыт. Недостаточно формально заявить о своем мнении: я согласен (не согласен) с точкой зрения автора.

В соответствии с требованиями необходимо привести не менее двух литературных аргументов в подтверждение собственной точки зрения.

Способы аргументации. Так как задание 25 представляет собой сочинение-размышление С опорой на прочитанный текст, то структура работы должна соответствовать основным требованиям такого типа речи, как рассуждение:

1) тезис (утверждение, которое нужно доказать),
2) аргументы (доказательства),
3) вывод (итог размышления).
Тезисом в данном случае является основная мысль автора, которую нужно подтвердить или опровергнуть.

Аргументами могут стать доказательства, обосновывающие тезис, т.е. примеры, взятые из литературных произведений, или утверждения на основе жизненного опыта.

Они могут быть как подтверждающими точку зрения автора (если ученик разделяет его точку зрения, выраженную в теисте), так и опровергающими.

Аргументы «за» должны быть:
⦁ реальные, достоверные, со ссылкой на авторитетные источники;
⦁ понятные, запоминающиеся, доступно изложенные;
⦁ соответствующие здравому смыслу (фантастические, а не придуманные истории).
Аргументы «против» должны:
⦁ убедить, что аргументы автора слабые, не выдерживающие критики;

⦁ показать, что автор пристрастен, необъективен в решении какой-либо проблемы.

Если выпускник по тем или иным причинам не согласен с автором, необходимо грамотно выстроить ряд, опровергающих аргументов в доказательство собственной точки зрения, помня о том, что при оценке сочинения действует такой критерий, как «соблюдение этических норм».

Типичные ошибки в аргументации:
1) Ученик забывает сформулировать свое отношение к позиции автора или заявляет его лишь формально (Я согласен с мнением автора). Аргументы, приведенные в качестве доказательств, соответствуют по смыслу основному тезису, но на самом деле повторяют доводы автора, уже рассмотренные в тексте.
3) Приведенные примеры не являются аргументами для выдвинутого тезиса (т.е.
выдвигается один тезис, а доказывается другой).
4) В качестве аргументов приводятся только случаи из жизни (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом.
5) В сочинении есть логические ошибки, связанные с аргументацией.
6) допущены фактические ошибки в приводимых аргументах (искажены названия произведений и их авторов, имена героев произведений).
7) Выпускник позволяет оценочные или высокомерные высказывания в адрес автора (снижение балла по К12 за нарушение этических норм).

0 / 5. 0

.