0
(0)

В интеллигентной, богатой и властной среде Толстой находит или хищников, таких как Долохов, Элен и Анатоль Курагины, или карьеристов, таких как Берг, Друбецкой, или развратников и прожигателей жизни, или сплетников, мотов, казнокрадов, или же, наконец, людей, стоящих выше этой среды, сознавших невозможность для себя найти в ней содержание жизни и стремящихся отыскать какой-либо выход из этих условий жизни. К числу последних относится Пьер Безухов.

Отличительные черты Безухова

Его отличительными чертами являются детская доверчивость души и неутомимый внутренний поиск правильных жизненных устоев. Воспитанный на книгах Руссо, охваченный различными впечатлениями, вопросами самообразования, чтением, занятиями, он поначалу не замечал тягостных условий жизни в своей среде. Доверчивый и добродушный, он дал себя затянуть в тот душный мирок разврата, фальши и лжи, в котором очутился, благодаря своей жене, ее брату и отцу. Но, будучи прямым и сильным по натуре, Пьер, сознав ложь и обман, окружавшие его, пустоту и пошлость жизни вокруг, решительно порвал все нити, связывавшие его с прежней обстановкой. Оставшись один и разрушив старое, лживое, он беспокойно и страстно ищет нового содержания жизни и готов открыть свою душу каждому искреннему и живому слову. Случайные встречи со старичком-масоном Баздеевым и позже с Платоном Каратаевым определили два важных этапа его внутренней жизни. Человек по натуре необузданный, страстный, чувствовавший часто бессилие воли и ума перед влечениями низшего характера, Пьер в течение своей жизни вел упорную борьбу с темными сторонами своей натуры, с наследственными инстинктами, с привычка ми среды. Но рядом со всеми влечениями его чувственной натуры в нем было живо глубокое религиозное чувство, настойчиво давали себя знать потребности нравственного порядка, чем и объясняется жадное внимание Пьера ко всему, в чем, казалось ему, заключается надежда на правильный жизненный выход из его сомнений и бесплодных исканий. Духовные запросы его натуры взяли решительный перевес, и Пьер задумал обновить жизнь, внести в нее полезный труд, чистоту и служение нравственному идеалу.

Нравственные искания Безухова

В период выработки нового строя жизни беседа с Баздеевым затронула струнку религиозности в душе Пьера; ему понравились строгое отношение к жизни старого масона, его мистические настроения и идеальные цели братства. Пьер сам делается масоном, участвует в собраниях братства, читает религиозно-философские книги, погружается в мистику, находя в ней отзвук некоторым склонностям своей натуры, и под влиянием новых идей готов всего себя и все свое богатство отдать на цели, проповедуемые братством. Ему хочется подчинить всю свою жизнь какой-либо высшей цели, жить по строгим заветам, определяющим каждый шаг жизни, и наполнить ее живой и полезной деятельностью. Но ближе подойдя к жизни членов братства, Пьер увидел, что они ограничивают свое служение лишь внешней обрядовой стороной, что масонство не мешает многим членам братства стремиться к наживе, орденам, власти, ничуть не изменяя привычек светской жизни. Когда же Пьер задумал сблизить религиозные цели братства с общественными, дабы кроме добрых слов были и полезные дела, то встретил решительный отпор и решил покинуть братство. Таким образом, он снова потерпел разочарование.

Но жить пустой, бесцельной прежней жизнью он не мог. Выходом из создавшегося положения показалась ему во время его пребывания в армии, среди солдат, идея принести себя в жертву национальному долгу, он решил пойти и убить Наполеона при взятии французскими войсками Москвы. Попав в плен, переживая нужду, лишения, близость
смерти, Пьер, превратившийся наружно из барина в огромного, нечесаного и небритого мужика в оборванном тулупе, встречает среди пленных Платона Каратаева и под влиянием его личности переживает решительный нравственный переворот.

Сближение Пьера с народом. Пьер и Каратаев.

Платон Каратаев как бы возвращает Пьера снова к жизни, дает ему то новое духовное содержание ее, с которым жизнь делается радостной и разумной. Между тем до того образовавшаяся пустота жизни казалась Пьеру столь невыносимой, что единственным исходом он при знавал или старание всячески убивать дни картами, вином, чтением, развлечениями, убегать от жизни, «спасаться от нее», или же пойти навстречу смерти. Присутствуя на поле Бородинской битвы, Пьер удивлял солдат своим равнодушием к смерти и вызвал среди них уважение к себе. Тут же впервые он приблизился к народной массе и без преднамеренного желания узнать солдат и войти в их среду, просто в силу своей чуткости, душевного внимания к людям — был поражен особенностями жизни этой среды. Его поразило простое и серьезное отношение к жизни, молчаливый героизм, простота отношений; этот мир простых, смиренных и серьезных людей показался ему самым удобным и нужным для жизни. Ему захотелось самому стать таким же, сбросить все то, «лишнее и ненужное», что было в его прежней жизни. Ему захотелось уподобиться «им», солдатам, в их молчаливом героизме, в их простом И смиренном служении долгу: он задумал пойти на гибель, убить Наполеона, как врага общественного покоя и блага, как причину ужасов войны, и самому погибнуть. Последнее страшное нравственное потрясение Пьер испытал, присутствуя при смертной казни, когда попал в плен. Ему показалось, что после этого зрелища он потерял последние остатки веры в людей и жизнь. В момент полного душевного отчаяния он встречает Каратаева.

Каратаев, с его беззаветной любовью ко всему живому, с его верой в добро и благо, с его живым религиозным чувством, открывающим Бога во всем великом и малом, с его самоотречением, детской жизнерадостностью и легкостью жизни, показался Пьеру как бы искоркой того божественного света, которого искала его душа. Эта непосредственная вера Каратаева передалась Безухову, он понял, что решения жизненных вопросов нужно добиваться не одним умом, что правда только в том, чтобы отречься от личных целей, от забот и внешних и внутренних, отдаться всецело тому Высшему, что руководит всем. Вера заменила умственные искания. Пример людей из народа показал ему, какова жизнь, подчиненная высшему руководящему началу, проходящая в отречении от личных забот и целей, в радостном и легком служении добру, жизнь строгая, простая и дающая полное душевное спокойствие.

Это душевное спокойствие ощутил теперь и Пьер. Как и Каратаев, он почувствовал себя маленькой частицей целого, частицей, совершенно определяющейся этим целым. Вера заменила его предыдущие умственные утверждения, на которых он не мог успокоиться, постоянно ища чего-то окончательно правильного и решающего все вопросы жизни, какой-то удовлетворяющей душу жизненной цели. Теперь он понял, что «это искание цели было только искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое У себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Вот это-то живое религиозное чувство в массе народной почувствовал Пьер и при этом увидел, что религиозность народа не остается чем-то только внешним, а пронзает собою жизнь и сообщает ей смысл, глубокое значение и радость. Уже не разумом, а чувством воспринял Пьер эту веру и почувствовал, что вместе с тем жизнь его совершенно обновляется. Исчезло презрительное и холодное отношение к людям, отвращение к мелочам их жизни, исчезла пустота ЖИЗНИ,.не нужно было спасаться от нее, убивать праздно время. Наоборот, он почувствовал бодрость, прилив сил и в голове его зародились новые планы деятельности. Оптимистически настроенный, он возвращается в отстраивающуюся Москву, где его ждут новые события личной жизни.

0 / 5. 0

.