Анализ стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы … ».
Ответим на ряд вопросов:
- Каков лирический герой, какие приёмы использует автор?
- Каков образ лирической героини, как он создаётся в стихотворении?
- Почему это стихотворение отличается особой музыкальностью?
Лирический герой предстаёт как инок или рыцарь, свершающий «бедный обряд». Однако обращение «Милая- не может исходить из уст инока, поэтому пред нами скорее рыцарь. Его любовь сливается с мистическим служением Прекрасной Даме. Отсюда церковный обряд поклонения, молитвы, образы храма, лампады,
свечи, ризы, которые определяют сюжет стихотворения.
Герой находится в напряжённом ожидании встречи. Он ждёт, дрожит от скрипа дверей. Его «коленопреклонённое» состояние отражено в эпитетах, обращённых к Ней: «Пре-
красная Дама», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая». Опять появляется красный цвет как символ Божественной любви.
Лирическая героиня — это плод мистического воображения лирического героя. Она сон, сказка, улыбка, нечто мимолётное, лишённое плоти, возвышенное и неземное. Лишь в последней строфе сквозь этот призрачный образ проступают черты земной девушки: «Как отрадны твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи … » И именно в этой строфе меняется обращение к Ней — «Милая» (явное отражение истории взаимоотношений Блока с Л.Д.Менделеевой).
Образ восходит к западноевропейской культуре, к поэзии трубадуров. Размеренная напевная музыка стиха, напоминающая молитву, создаётся при помощи дольника и ассонансов. Это усиливает эмоциональное воздействие произведения.
Такое преданное служение Прекрасной Даме становится причиной будущей трагедии лирического героя.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.