3.8
(16)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ГОЙ ТЫ, РУСЬ, моя РОДНАЯ! .. » (1914)

Жанр: лирическое стихотворение.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Лирический герой окидывает взором всё пространство: «Не видать конца и края».
⦁ Затем идёт вдоль домов, полей: «А у низеньких околиц / / Звонно чахнут тополя».
⦁ Становится участником действия: «Побегу по мятой стежке // На приволь зелёных лёх».
⦁ Признаётся в любви родине: «Я скажу: «Не надо рая, // Дайте родину мою»».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине.
⦁ Идея: родина для поэта дороже рая. Патриархальная, православная, дореволюционная отчизна — его идеал.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: весёлый пляс, по мятой стёжке.
⦁ Сравнения: как захожий богомолец, как серёжки… девичий смех.
⦁ Метафора: синь сосёт глаза.

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », и природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.

Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай).

Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.

Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.

С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза.

Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве.

В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй.

Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.

3.8 / 5. 16

.