2
(8)

Прочитаем стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка».

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты,
папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какою здесь изображена девочка?
(Стихотворение такое светлое, спокойное. И девочка очень добрая, пожалела раненую ласточку и позаботилась о ней. Она проявила
сострадание к раненой птичке, хотя и бывала капризной. Поэтому отец был очень удивлён и в то же время горд за дочку.)

— Какие языковые средства помогают раскрыть характер девочки? (О характере девочки можно судить по её речи. Она употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «папочка», «хорошенькой», «лапочка», «платочек». Человек с недобрым сердцем не употребляет такие тёплые, искренние слова, значит, маленькая девочка добрая и ласковая, любит и жалеет птиц, ребёнок ещё не умеет притворяться.)

— Девочка совершила пусть и незаметное, но, несомненно, большое доброе дело. Я тоже хочу вас призвать делать больше добрых дел, пусть маленьких, но обязательно добрых, таких, которые принесут людям и природе только пользу, только радость.

— Какую важную проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях?
(Проблему взаимоотношения человека и природы, проблему экологии.)

— Чем отличаются эти два стихотворения Северянина? (Во втором стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А в первом показано губительное отношение к природе, которое ведёт к уничтожению природы, разрушению её красоты.)

— Какие краски вы использовали бы, чтобы описать эти стихотворения?
(К стихотворению «Что шепчет парк … » больше подходят серые, коричневые, чёрные опенки, а вот для описания природы во втором стихотворении лучше использовать светлыe цвета: зелёный, белый, светло-коричневый, голубой.)

В конце урока обращаемся к эпиграфам и подводим итоги:

— Какой эпиграф вам больше понравился? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Люди ждут друг от друга добрых дел, наш город ждёт от нас добрых дел, и природа ждёт от человека добрых дел … А какие добрые дела совершаете вы?

2 / 5. 8

.