0
(0)

Андреев Леонид Николаевич (9(21).08.!971, Орел — 12.09.1919, Д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия), прозаик, драматург, публицист. Родился в семье чиновника. В 1897 г. окончил юридический факультет Московского университета, до 1902 г. работал адвокатом. Литературную деятельность начал в 1892 г. очерками из студенческой жизни, опубликованными в провинциальной прессе, в 1897-1901 гг. Андреев работал судебным репортером и фельетонистом газеты «Курьер». Сборник «Рассказы» (1901) вышел в свет благодаря поддержке М. Горького, с которым Андреева связывала многолетняя, полная коллизий дружба и который ввел его в группу писателей, объединившихся вокруг издательства «Знание». После разрыва в 1907 г. с издательством А. практически остался вне всяких современных литературных группировок. Он скептически относился к любым социальным революциям, но в 1905-1907 гг. завязал тесные контакты с радикальным студенческим движением и с партией большевиков. Уже в своих ранних произведениях Андреев  отошел от социально-бытовой темы с традиционным мотивом сочувствия так называемому «маленькому человеку», униженному в этом несправедливо устроенном мире. Вместо этого он пытается решать универсальные морально-этические проблемы: случая, управляющего судьбой человека, «Большой шлем» (1899), хрупкости мечтаний о красоте — «Ангелочек» (1899), невозможности взаимопонимания — «Молчание» (1900), бесплодности людских порывов — «Стена» (1901), превалировании биологического начала над культурным и биологических инстинктов над духовными ценностями — «Бездна» (1902). Ведущими мотивами многих произведений Андреева становятся бессилие человеческого разума, безумие, помешательство, психологическое расстройство, например, «Мысль» (1902), «Мои записки» (1908), незавершенная повесть-памфлет «Дневник сатаны» (изд. 1921). Творчеству Андреева  стала присуща характерная для модернизма и восходящая к философии А. Шопенгауера и Н. Гартмана пессимистическая концепция бессмысленности жизни и человеческой судьбы. Андреев стремился к изображению «человека вообще», выключенного из исторического времени и географического пространства, измученного вечными метафизическими проблемами: страхом существования, боязнью неизбежной смерти, трагизмом одиночества — «Елеазаря (1906). Одновременно Андреев с наибольшей полнотой в современной ему литературе выразил идею экзистенциального протеста, вдохновляясь идеями Ф. Ницше и произведениями Ф. Достоевского. Героем его наиболее известных повестей является «бунтующий человек», воплощающий идею несогласия с миром, лишенным непреходящих ценностей, выразитель этического максимализма: взбунтовавшийся против Бога священник из «Жизни Василия Фивейскоп» (1903), протестующий против войны полусумасшедший офицер из «Красного смеха» (1904), предатель из нетрадиционной трактовки евангельского сюжета «<Иуда Искариот и другие», 1907), террорист из «Тьмы» (1907), пренебрегающий ради всеобщего блага счастьем отдельного  человека. Два последних произведения были осуждены критиками за попытку оправдания ренегатства. Отзвуки революции 1905 г. нашли отражение в рассказах «Губернатор» (1906; к этому сюжету обратился Л. Кручковский в пьесе «Смерть губернатора»), «Рассказ о семи повешенных» (1908), в повести «Сашка Жегулев- (1912), а также пьесах «К звездам» (1907) и «Савва» (1907). Андреев стал меньше уделять внимания описанию реалий, использовал символ и аллегорию, психологический анализ и индивидуализацию заменил гиперболизацией одной выбранной черты, создавая экспрессивный психологический типаж, а сюжетные линии строил как иллюстрации определенного тезиса. Его динамичному повествованию вредили чрезмерный пафос и обращение к стилю и языку Библии. Андреев  был плодовитым драматургом. Он написал несколько социально-бытовых пьес, выдержанных в традиционной манере, изображающих моральное соглашательство интеллигенции: «Дни нашей жизни» (1908), «Екатерина Ивановна» (1912), «Профессор Старицын. (1913) и «Тот, который получает пощечины» (1915). Он также писал сатирические миниатюры для сцены: «Любовь к ближнему» (1908), «Конь в Сенате» (1915). Известность А. принесла его реформаторская концепция «условной драмы», реализованная:в пьесе «Жизнь человека» (1907). Обратившись к модернистской европейской драме (А. Стриндберг, М. Метерлинк), средневековой мистерии (напр., «Everyman») и народному театру, он показал в череде слабо связанных между собой актов аллегорическую картину этапов жизни человека вообще. Он порвал с иллюзией правдоподобия, лишил персонажей любых индивидуальных черт и имен, превратив их в схематические обобщения (Человек, Жена, Друзья). В основе его следующей «условной пьесы» «Царь-Голод» (1908) лежит фаталистическое видение истории — повторяемость бунта голодных против сытых. Изложенная в «Письмах О театре» (1912-1914) концепция интеллектуальной драмы в духе «панпсихизма, не получила признания. После Октябрьской революции Андреев остался в эмиграции. Его манера повествования и способ создания персонажей предвосхитили экспрессионизм, а «космический пессимизм» и видение человека в мире — экзистенциализм.

0 / 5. 0

.