0
(0)

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (2(14).08.1866, Петербург — 9.12.1941, Париж), поэт, прозаик, драматург, литературный критик, философ. Сын мелкого дворцового чиновника. По окончании классической гимназии Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1889 г. женился на поэтессе З. Гиппиус, с которой они были идейно близки. На рубеже столетий Мережковский был одной из центральных фигур в интеллектуальной жизни Петербурга. С 1901 г. вместе с В. Розановым, С. Булгаковым, Н. Бердяевым вел интенсивную деятельность по обновлению религиозной жизни среди интеллигенции. После революции 1905 г. долгое время жил во Франции. В 1920 г. навсегда покинул Россию. Сначала он выехал в Варшаву в надежде на скорый крестовый поход против большевизма под предводительством Ю. Пилсудского. В конце концов поселился вместе с женой в Париже. После эмиграции много писал, но без особенного успеха. Умер в одиночестве. Первые стихотворения Мережковского, вошедшие в сб. «Стихотворения 1883-1887» (1888), были написаны под сильным влиянием глубокого пессимизма С. Надсона. Попытка преодоления упаднических настроений относится ко времени повторного обращения К. к философии Ф. Ницше, что заметно в его последующих поэтических сб. «Символы» (1890) и «Новые стихотворения. Песни и поэмы» (1896). Небогатые рифмой произведения Мережковского наполнены логическими антитезами, афоризмами и поучеииями. Поэтому позицию Мережковского в литературе упрочили не его эпигонские эклектичные стихотворения, а литературно-критические работы. Опубликованное в 1893 г. исследование Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» стало манифестом русского символизма. Причины упадка литературы реализма Мережковский видел в ее социальной направленности, лишавшей искусство его особого положения и навязыванием ему утилитарных и дидактических целей; перспективы же развития связывал с «мистическим содержанием», «символизацией» и «художественной выразительностью в духе сублимированного импрессионизма». Широкую известность принесла Мережковскому его историософская трилогия «Христос и Антихрист», в которую вошли романы: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901), «Антихрист. Петр и Алексей» (1905). Основой историософской концепции Мережковского является резко выраженный дуализм — Христа и Антихриста, Духа и Тела, «власти неба» и «власти земли». Эта оппозиция составляет композиционную основу и следующей трилогии Мережковского, которую составляют пьеса «Смерть царя Павла» (1908) и романы «Александр 1» (1912) и «14 декабря» (1918), а также пьесы «Будет радость» (1916) и «Царевич Алексей» (1920). Литературно-критические работы Мережковского  отличаются блестящей эрудицией, в них много остроумных наблюдений, но они далеки от объективности, фактографический материал подобран произвольно и тенденциозно истолкован с целью проследить антиномию между эллинизмом, понятым как «религия тела», и христианством как «религией духа». Особенно это относится к книге «Л. Толстой и Ф. Достоевский. Жизнь и творчество». Издал популярный в свое время сб. литературных портретов «Вечные спутники» (1896), писал биографические очерки о многих поэтах и писателях. Писал также о А. Пушкине, Н. Гоголе, Н. Некрасове, Ф. Тютчеве. В 1938 г. издал большую монографию «Данте». Опубликовал биографии выдающихся исторических личностей (напр., Наполеона) и жития святых. В своих религиозно-философских работах .раэрабатывал концепцию Евангелия «третьего завета» о приближающемся царстве Святого Духа и «новом религиозном сознании», которые он противопоставлял наступлению Антихриста. Свои религиозные взгляды он изложил в статье «Грядущий хам» (1906), книге «Тайна трех» (1925), теософском романе «Рождение богов: Тутанхамон на Крите» (1925), книге «Мессия» (1927) и трактате «Иисус неизвестный. Литературное наследие Мережковского огромно, но не все его произведения выдержали проверку временем.

0 / 5. 0

.