5
(1)

Студент Разумихин — человек здоровой мысли и живого дела, ясный духом и благородный в своей неутомимой активности. Не считаясь с мировыми планами общественного устройства в далеком будущем, Разумихин предпочитает в тесных и узких границах практической осуществимости и ближайшей культурной пользы приняться за просветительскую работу по изданию и распространению нужных книг. Правительственные круги того времени считали необходимым взять в свои руки дело распространения «азбук, повестей, биографий и путешествий» и одновременно указать молодежи на полезную деятельность для народа в противовес революции.

По этому пути и направляет Достоевский своего «нового человека», попутно наделяя его штрихом автобиографического значения: мечты Разумихина об издательской деятельности — собственные проекты Достоевского еще с 1 840-х годов. Одновременно это и глашатай излюбленных идей романиста. Таков в романе студент Разумихин. Право на здравомыслие Достоевский предоставляет ему ценой его воинствующего отказа от всех соблазнов нигилистической доктрины.

Разумихин не признает «прогрессистов», подчиняющих человека теории: «Принципы! .. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет … Эх, вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете … » «Ни признака жизни в вас самостоятельной!» Он критикует в лице Зосимева новейшую медицину, которая со всем своим эмпиризмом бессильна изучить «натуру человеческую», то есть волю, характер, умонастроение пациента; в том же духе отвергает, он и современную юриспруденцию, которая за фактами, уликами, жестами не видит неотразимых психологических показателей и «душевного настроения» подследственного.

Он против теоретиков, западников, рационалистов, во имя непосредственности и самобытности живого процесса жизни. Это меньше всего «человек-книжка», оторванный от мутной и бурной стихии бытия. Все в жизни близко ему: и трактиры, и домик Павизы, и ласки Пашеньки, и букинисты с Толкучего. Лишь бы была непосредственность и подлинность цельного переживания. Отсюда и его тяга ко всему родному. Величайшая брань в его устах — это «перевод с иностранного!» Злейший враг его — «чужой ум». «Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица».

И вот во имя самостоятельной русской мысли и в защиту индивидуального «хотения» он вступает в бой с радикалами и отрицателями: « .. .Полной безличности требуют, и в этом самый смак находят! Как бы только самим собой не быть, как бы всего менее на себя походить! Это- то у них самым высочайшим прогрессом и считается». Таков этот новый деятель, призванный двигать вперед свою страну по ее органически сложившимся законам развития, не порывая с патриархальными преданиями и не отрываясь от родной почвы. Простодушный и мудрый практик, всем помогающий и все устраивающий, он принадлежит к рядам бедного российского дворянства, неизменно поставляющего Достоевскому почти всех его положительных героев, носителей его мысли и выразителей его надежд.

Именно от этого сословного слоя, к составу которого с полной категоричностью всегда относил себя Достоевский, ждал он выхода из исторического тупика, чаял грядущего спасения России, открытия верных путей к ее благосостоянию и правильному устройству ее в будущем. Отвечая всем мировоззренческим постулатам своего автора, Разумихин является для Достоевского образцовым представителем молодого поколения. Не готовить крестьянскую революцию и вести свое поколение к осуществлению в российских уездах социалистических утопий, а трудиться в своей ограниченной практической области, увеличивая общенародное благо ростом собственного благосостояния, множа число «лучших людей» в стране и следуя в своей деятельности не чужым подсказам, а велениям своей страны, своей натуры и своего национального прошлого.

Именно так высказывается и действует в романе бедный студент и дворянский сын Дмитрий Прокофьевич Разумихин, со всей решимостью отвергая взрывчатые учения об огненном преображении страшной российской действительности. Вот почему в романе Достоевского Разумихину по праву принадлежит и спокойное благополучие в результате общеполезной предприимчивости, и доверие мизантропа Раскольникова, и сочувствие автора, и красота Дунечки, и будущее России.

5 / 5. 1

.