0
(0)

ГОРЬКИЙ Максим (наст. Пешков Алексей Максимович) родился 16(28).03.1868, в г. Нижний Новгород. Умер 18.06.1936, д. Горки под Москвой). Прозаик, драматург, публицист.

После смерти отца (1871) воспитывался в доме деда, Василия Каширина, быстро обедневшего красильщика. Только бабушка Акулина защищала внука от притеснений. Именно она привила ему любовь к народному творчеству. После смерти матери (1879) он был вынужден бросить в 3 классе учебу в церковно-приходской школе, 15 лет скитался по России в поисках работы и знаний. Продолжил самообразование в нелегальных народнических кружках и группах самообучения.
Бездомное детство и юность оставили след на его психике, повлияли на творчество, подсказали псевдоним. Впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра»: (1892) в тифлисской  газете «Кавказ». Затем в течение шести лет много
печатался, в том числе писал фельетоны в газеты Нижнего Новгорода и Самары.

Первые годы литературной деятельности не принесли Г. большого успеха, хотя при поддержке В. Короленко ему удалось опубликовать несколько рассказов в столичных журналах. Событием стали три тома «Очерков и рассказов» (1898-1899), которые принесли Горькому известность, в том числе за рубежом. В 1902 г. был выбран почетным членом Академии Наук. То обстоятельство, что по распоряжению Николая II выборы были признаны недействительными, только прибавило Горькому популярности. Он развернул активную культурно-организационную деятельность,
объединив вокруг издательства «Знание», которым фактически руководил в 1901-1913 ГГ., группу выдающихся писателей, которых критика называла «Созвездие Великого Максима» (Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн и др.).

Горький с ранней молодости принимал участие в революционно — пропаган-
дистской деятельности, в 1898-1917 гг.. находился под  непрерывным явным или тайным надзором полиции, в 1898-1901 гг. три раза находился в тюремном заключении.
С 1902 г. поддерживал связи с газетой «Искра», которую редактировал В. Ленин. После «кровавого воскресенья» 1905 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда освобожден благодаря протестам в России и в Европе (Горький болел туберкулезом). В том же году вступил в РСДРП(б). В 1906 г. выехал в Америку для сбора средств для помощи революции. Поездка не увенчалась успехом, а
публичные выступления и публикация романа «Мать» (1906) закрыли ему дорогу домой.

В 1907-1913 гг. жил на Капри на положении политического эмигранта.

В 1913 г. после амнистии вернулся в Россию. Во время 1 мировой войны руководил антивоенной кампанией. Вместе с войной начался многолетний идейный и творческий кризис писателя. Горький стал сомневаться в политической мудрости масс, в возможности социалистической революции в отсталой стране, а также в искренности намерений большевистских лидеров. 1917 г. углубил этот кризис.

В 1917-1921 гг. Горький  выступал в защиту творческой интеллигенции, много сделал для сохранения культурного наследия. В 1921 г. выехал за границу, в 1925 г. поселился в Соренто, в 1928 и 1929 гг. приезжал в Советский Союз, в 1931 вернулся окончательно. Был редактором многих общественно-культурных («Наши достижения», «СССР на стройке») и литературных журналов («Литературная учеба», «Литературный критик»), основал многочисленные издательские серии, в том числе
известную серию «Библиотека поэта», биографическую серию «Жизнь замечательных людей». Принимал активное участие в подготовке и проведении          1 Съезда советских писателей (1934), на котором был выбран почетным председателем союза. В программном рассказе «Читатель» (1895-1898гг.) противопоставил фактографической литературе, которая несет «низкие истины» об обычных буднях и об обыкновенных людях, «новый романтизм» — возвышенную ил-
люзию необыкновенных героев и необыкновенных ситуаций, описательному реализму — субъективное повествование с многочисленными отступлениями и лирическим пей-
зажем.

В этом стиле было написано много сказочно-аллегорических рассказов, напр., «Старуха Изергиль» (1895), стихотворения в прозе «Песня О Соколе» (1895) и «Песня о Буревестнике» (1900), которые были восприняты как революционные воззвания, а также около тридцати рассказов о «босяках»,’ напр., «Челкаш» (1895), «Коновалов» (1897), свободной форме рассказов, воспоминаний и отступлений, отражающей «поток жизни» с его многочисленными поворотами, показал процесс познания героем мира и формирование его личности; борьбу со «свинцовыми мерзостями» жизни и поиски связи с миром, узнавание правды о человеке и утрату иллюзий, трудное восхождение на вершины в прямом и переносном смысле.

Он искал новые драматургические формы в совмещении трагедии с мелодрамой «Зыковы», 1913; «Старик», 1915-1917; «Фальшивая монета»,
1927г.. Большую известность получила основанная на традиционном мотиве борьбы за наследство пьеса «Васса Железнова» (1910), в которой Горький  создал трагический образ матери-хищницы, которая не гнушается преступлением для
сохранения распадающейся семьи.

В 1916-1923 гг. Горький почти не писал. В 1917-1918 гг. издавал оппозиционную газету «Новая жизнь», В цикле «Несвоевременные мысли» (1918) обвинял партию большевиков за октябрьский переворот, революцию считал преждевременным катастрофическим экспериментом и призывал «все демократические силы» к объединению «в совместном и мирном труде». Опасения за судьбу России он повторил в книге «О русском крестьянстве» (1922). Г. воспринимал жизнь как нелогичный поток событий, действительность как хаос человека, как частицу хаоса: «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924),«Рассказы 1922-1924 гг.»

Своего рода продолжением автобиографической трилогии стали рассказы «О первой любви» (1923), «Сторож» (1923), «Время Короленко» (1923) и др., а также литературные портреты А. Блока, д. Андреева, С. Есенина и др. К лучшим из них относятся очерки «Лев Толстой» (1919-1923) и «В. И. Ленин» (1924-1930).

В романе «Дело Артамоновых» (1925), варианте семейной хроники, Горький представил на примере истории трех поколений семьи историю русской буржуазии, ее взлет и падение, показал процесс порабощения человека творением его рук и ума.

В известной пьесе «Егор Булычев и другие» (1932) г — . полнее всего раскрыл один из ведущих мотивов своего творчества — бунт против своей собственной среды, главного героя он изобразил в борьбе со смертельной болезнью и трагически запоздавшим осознанием того, что жизнь прожита на «не той улице», и увязал смерть
героя с концом старого мира. Менее удачная пьеса «Достигаев и другие» (1933) была второй частью задуманного драматического цикла. Советской действительности Горький  посвятил пьесу «Сомов И другие» (1931), написанную по впечатлениям громких политических процессов 1928 и 1930 гг.., а также два цикла очерков «По Союзу Советов» (1929) и «Рассказы о героях» (1930).

Последним произведением Горького  стал незавершенный роман «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-1936) — историческая панорама России четырех предреволюционных десятилетий, история «неудачного романа интеллигенции с народом», исследование распада личности интеллигента-либерала. В романе многое оказалось непродуманным, и в нем нет целостности, поскольку автор исходил из ошибочной концепции роли русской интеллигенции на рубеже веков. С большим тру-
дом поддается оценке роль Горького  в литературной жизни и его публицистика. Для авангардных течений он был представителем отжившей эстетической программы, для левацких Догматиков — защитником идеологически сомнительных писателей.

Его позиция изменилась после 1929 г., когда по беспрецедентному постановлению ЦК ВКП(б) он был официально признан «великим пролетарским писателем». Представляется, что Горький принял сталинскую концепцию обострения классовой борьбы и ее последствия. Согласился он и ролью главы советской литературы и теоретика социалистического реализма.

1. БИОГРАФИЯ (1868-1936)

Детство—Н. Новгород, ранняя смерть родителей, растет у бабушки с дедушкой. Дед — хозяин красильной мастерской, резко недоволен замужеством дочери отношение к внуку. Обстановка в доме — см. повесть “Детство”.

2 кл. образования — один из образованнейших людей своего времени. Доучиться в учебном заведении не пришлось—дед разорился и заявил: “Ну, Лексей, ты— не медаль, на шее у меня— не место тебе. А иди-ка ты в люди.” — И пошел я в люди.

В людях— перекати-поле. Книги и марксизм. Казань — “впервые увидел людей, жизненные интересы которых простирались дальше забот о личной сытости”. Конец 80-х — странствия по Руси. Обилие впечатлений, эмоций. Влияние хороших писателей. Мечта об иной жизни. Цикл “По Руси”.

1892 — начал писать. Работал в газетах. Знакомится с Короленко, Толстым, Чеховым. 1902 — почетный академик. Активное участие в революционной работе.

До 1913 года — за границей: Америка, Италия. Сближение с Лениным. Журналистика. Богоискательство.

После 1917 — расхождения с большевиками. Активная работа в культуре. ЦЕКУБУ — комитет по улучшению быта ученых. Несвоевременные письма.

1921-28 — лечится в Сорренто. Капри.

1928— возвращается в СССР, так как побоялся литературной и политической смерти. Организатор советской литературы— журналы. Работа с молодыми писателями, литературная критика.

1934 —председатель ССП. Поездка на Волго-Балт, Соловки — видел то, что показывали, а не то, что было. Ширма сталинских преступлений.

1936 — смерть и посмертная трагедия.

2. ТВОРЧЕСТВО

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1892—Макар Чудра

1894 — Старуха Изергиль, Песнь о Соколе

1901 — Песнь о Буревестнике

ПРОБЛЕМА— что такое свобода?

ИДЕЯ— взаимоотношения (противопоставление) индивидуализма и независимости.

ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ К РОМАНТИЗМУ — поиск положительного героя. Революционный романтизм.

ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА:

​ люди-символы (отсутствие психологизма);

​ необычность места (экзотика этнографии, профессии или среды);

​ одухотворенность пейзажа;

​ пышность языка (сложные эпитеты, метафоры, инверсия и т.д.);

​ крайности в изображении центральных героев.

​ герой свободолюбив, таинственен, одинок.

 

0 / 5. 0

.