0
(0)
Образ Раскольникова. Причины его преступления. Истоки его идеи. 
 — Многие из вас верно отметили главные черты персонажа. Родион Раскольников — бедный студент, живущий в тесной каморке в Петербурге. Он умен, самолюбив, горд, но пребывает в чрезвычайной бедности, из-за чего вынужден покинуть университет.
 
 — С самого начала мы наблюдаем, что герой «расколот», в нём словно бы сосуществуют две личности. Он одновременно великодушный, добрый, отзывчивый человек (сцена с девушкой на Конногвардейском бульваре, сцена гибели Мармеладова, когда Раскольников бросается на помощь людям) и странный, болезненный, отчужденный от людей идеолог, одержимый одной мыслью, «мономан» (так называет его Порфирий).
 
 — Личность Раскольникова не является целостной, она подверглась разрушающему действию мира. Что же разрушает, деформирует его личность? (не забываем, это реализм, а значит, автор объясняет нам героя!). 
 
 — Во-первых, условия его жизни, крайняя бедность, втиснувшая его в убогую комнатушку («гроб», «каюту», «конуру»). Бедность уничтожает достоинство человека, унижает его. К ней добавляется и чрезвычайная бедность его семьи, бедственное положение его матери и сестры.
 
 — Во-вторых, душная, страшная, невыносимо отвратительная атмосфера города (вспоминаем Гоголя, я говорила, что Достоевский продолжает его «петербургский текст»). Петербург Достоевского — это самое настоящее инфернальное пространство. Особенно важна здесь сцена, в которой герой наблюдает великолепную панораму Петербурга: «Случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению.
 
Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..». Дух немой и глухой в Библии — это дьявол. Сами понимаете, на что намекает Достоевский: Петербург — место, где поселился дьявол. Это место словно бы заражает человека злом (вы заметили облик героев Достоевского? на их лицах — печать болезни, да и сам Раскольников физически болен, он в лихорадке).
 
Этот город подавляет волю человека, делает его слабым, внушает ему странные, призрачные мечты, страшные идеи… Здесь все не то, чем кажется (вспоминаем «Невский проспект» Гоголя, мы об этом говорили). Этот город — один из источников теории Раскольникова. Его бесчеловечная идея рождается в бесчеловечном пространстве. 
 
 — В-третьих, И ЭТО ВАЖНО! Идея Раскольникова вовсе не нова! Ее отзвуки мы слышим в разговоре студента и офицера в трактире. А еще Порфирий Петрович говорит, что он уже слышал подобные мысли. Что же получается? А получается, что бесчеловечные идеи — это ЗНАК ВРЕМЕНИ! Они витают в воздухе, они уже живут в обществе. Раскольников не создал идею, он ею заразился! Он ПОДВЕРГСЯ ИДЕЕ! Его воля сломлена обстоятельствами жизни, угнетающей атмосферой города… У него нет «духовного иммунитета», и он заражается (Ах, как актуально!). А что такое «духовный иммунитет»? Это религиозная вера, вера в Бога. Герой утратил ее (вспомним письмо матери, где мы ясно видим, что ее любимый Родя в детстве «лепетал молитвы»). 
 
 — !!! Приехав в Петербург, Раскольников утрачивает веру. БЕЗВЕРИЕ, НИГИЛИЗМ — вот чем заражен этот город. А все остальное, все «бесы», все идеи — лишь следствие этого, этой самой главной предпосылки. Ведь в мире, утратившем Бога, возможно всё. 
 
 Вот они, предпосылки преступления. Они таковы, что мы можем поставить вопрос: «А только ли герой виноват в преступлении?». Оказывается, нет. Виноват не только он, но все мы, все общество, каждый из нас, позволяющий существовать злу и несправедливости. Да, Петербург — это дьявольское место, но оно таково, потому что каждый из его жителей впустил в душу зло, возможно, бессознательно, невольно… Зло неявно, понемногу прорастает в душе человека и постепенно становится нормой общественной жизни. Посмотрите, как страшны сцены петербургской жизни в романе, это же настоящий театр зла (жизнь семьи Мармеладовых — одна из сцен этого театра). Здесь порок стал нормой, здесь равнодушие стало достоинством. 
 
 — Таким образом, вина Раскольникова — это не только его личная вина, его слабость, это вина каждого из нас. Читатель должен разделить с героем его вину. Его преступление имеет не одну причину, а целый комплекс причин, и главная среди них — ИДЕЯ. 

0 / 5. 0

.