Романтический герой в поэмах Лермонтова

Все поэмы Лермонтова, которые мы изучаем – романтические:

1. «Песня про купца Калашникова»

2.  «Демон» 

3.  «Мцыри»

«Песня про купца Калашникова» была напечатана в 1838 году. Это романтическая поэма, но написана она в фольклорной традиции. Лермонтов называет своё произведение песней, и действительно, она открывается запевом («ой ты гой еси царь Иван Васильевич…»), потом идёт зачин (то есть, о чем пойдет речь), затем следует повествование и завершается всё это исходом («гей вы, ребята удалые»).

Композиционно Лермонтов пытается вписать работу в жанр песни, поэтому встречается обилие старинной лексики («восплакала», «супротив»), пользуется постоянными эпитетами («сабля вострая»), сравнения («смотрит сладко, как голубушка»), довольно много повторов («пир пировать», «плачем плачут»).

Использовав такой жанр, Лермонтов берет и типичный фольклорный конфликт и типичное его разрешение: тот, кто прав, борется с тем, кто не прав, и правда побеждает. Главные герои – Киребеевич, Калашников и Грозный.

Калашников – предельно обобщенный образ русского национального характера: цельный, героический, устремленный к правде, смелый, достойный, с крепкими моральными устоями, верный муж, добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, человек чести.

Калашников защищает не только свою жену, но и народное представление о святости обывчаев и традиций. Алена Дмитриевна – чужая жена, и даже если в неё влюблен любимый опричник царя, он не имеет права вторгаться в чужую семью. Менее всего Лермонтов стремился к подлинным приметам времен Ивана Грозного, хотя описание кулачного боя и пира подробны.

Острый конфликт между Киребеевичем и Калашниковым – главное, что есть в поэме. Именно к мужу обращается за помощью Алена Дмитриевна, и Калашников готов выступить, даже понимая, против кого.

Не зря описывается пир у Ивана Грозного, где любимый опричник Ивана Грозного грустит. По описанию, которое он даёт Алене Дмитриевне, понятно, что он – человек страстей, хотя и храбрый воин, преданный царю. Киребеевич, рассказывая о своей любви, утаил главное – то, что девушка замужем.

Образ Грозного фактически олицетворяет судьбу. Киребеевич – самолюбец, привык добиваться своей цели и закрывать глаза на условности, «буйный молодец».

Калашников выходит на бой: «поклонился прежде он царю грозному, после Кремлю да святым церквям, а потом народу русскому». Это свидетельствует о ценностях Калашникова, он выходит защищать и народные традиции, и семейные устои. Когда царь спрашивает, кто он и зачем, Калашников говорит, что он честный человек.

Лермонтов постоянно подчеркивает, что Калашников осознает, что этот бой – его последний. Ему никогда не получить прощения за то, что дрался с любимым опричником царя. «Чему быть суждено, то и сбудется, постою за правду до последнего».

Первым ударяет Киребеевич, и получается, что его удар пришелся посреди груди Калашникова, и крест защищает молодца – вера защитила. А вот удар Калашникова был смертелен для Киребеевича. Это типично фольклорное разрешение конфликта: побеждает правда. Но судьбу олицетворяет Иван Грозный, и хотя Калашников скрывает причины убийства, Грозный не может его простить.

Образ Грозного противоречив: в нем сочетаются жестокость и благородство (он милует детей и жену, заботится о них). Таким образом, тема судьбы играет решающую роль, и судьба грозная. 

Концовка – народное сочувствие герою, его схоронили меж трех самых многолюдных дорог. В памяти останется именно Калашников, как человек, защитивший устои.

Другая поэма – «Демон». «Демон» Лермонтов писал не один год, была не одна редакция. Образ демона не был новым, на него писал Мильтон, Байрон и другие. Лермонтов также создаёт своего демона. В основе Лермонтовского сюжета любовь демона к смертной женщине.

Первая редакция поэмы – 1929 год. В этой первой редакции демон сознательно решает погубить земную женщину. Во второй и третьей редакции (1830/1831 год) образ демона даётся более психологически проработанным, становится ясно, кто такой демон: это не сам сатана, а его сподвижник, который не остался с ним и бродит один среди миров, но он не один из рядовых бесов.

Лермонтов пишет «Демона» с большой буквы, это становится его именем собственным, выделяет из «легиона». Конечно, ему свойственны все черты злого духа, но далеко не только это.

Демон влюбился в монахиню, и в её келье столкнулся с ангелом-хранителем, который защищает девушку. Демон вступает в единоборство со светлым началом, но и со своим собственным внутренним миром. Он – дух зла, и ничто светлое его не трогает, и людей он презирает, и он привык творить зло, и вдруг впервые за столетия почувствовал укол любви, чего ран не было.

Он попадает на свидание, и скажет: «и слишком горд я, чтобы просить у бога вашего прощения, я полюбил свои мучения и не могу их разлюбить». Для романтика не может быть жизни без страдания. Монахиня, которая видит необычного демона и необычные речи слышит из его уст, не может вынести этого напряжения, и умирает от этого напряжения. И демон, пролетая над могилой, горько упрекает творца. Такова вторая и третья редакции.

В четвертой редакции вдруг появляются совершенно новые мотивы. Появляется лирическое вступление. В этом вступлении демон завидует людям: «у них надежда есть на искупление».

Появляется мотив, что в земной жизни есть преимущество перед жизнью небесной: есть страсти, переживания, любовь. Потом эта тема проявится в поэме Мцыри, где монастырь ассоциируется с неволей. Это было открытие в литературе: получается, что демон хотел бы изменить свою участь, но изменить эту участь можно лишь обратившись к земным переживаниям.

1833 год – пятая редакция. В этой пятой редакции появляются географические приметы, восточные, южные. В пятой редакции меняется образ монахини Тамары: она не может противиться искусителю и погибает от поцелуя. И опять же Демон упрекает творца.
1837 год – действие вставляется в Грузии.

1838 – появляется шестая редакция с глубоким философским содержанием. Ещё более прорисованы детали. Появляется соперник – жених Тамары. Но свадьба не сулит счастья Тамары. Жених предан сладостным мечтам, мечтает о свадьбе, но автор говорит, что это будет несчастный брак.

Демон делает всё, чтобы расстроить эти мечты жениха. По традиции, если встречаешь часовню, надо помолиться, но жених так спешил к невесте, что он пренебрег этим – и погиб. Здесь видно противоречие: Тамара готова услышать речи Демона. Она слышит их и боится их, они поражают её, увлекают, она боится поддаться искушению и уходит в монастырь.

В этой редакции Демон просто выгоняет Ангела. Он устал от одиночества, устал от зла, и ему кажется, что он выстрадал право на любовь земной девушки. Любовь к Тамаре его преобразила: «я всё былое бросил в прах, мой рай, мой ад – в твоих руках». Ему кажется, что образ Тамары был у него с начала мира.

Демон хочет сделать Тамару своей подругой вечной, на земле лишь преступления и казнь, а Демон презирает и то, и другое. Демон обещает Тамаре весь мир, от неё он хочет лишь любви. Но зло остаётся злом, и девушка умирает от поцелуя с отчаянным криком, в котором «было всё».

В этой редакции было подробное описание Тамары, она была прекрасна и в жизни, и после смерти, и у неё была загадочная улыбка, в которой было что-то непонятное, может, «с небом горькая вражда». Это окончание восхитило Белинского. Это, безусловно, ультраромантическая поэма, где Тамара приобретает демонические черты.
Лермонтов собрался печатать поэму, но опасался цензуры. Была создана седьмая редакция. Тамара описывается как существо не от мира сего, убраны последние крамольные слова. Демон хочет примирения с богом.

Восьмая редакция предназначалась для чтения при дворе. Возможно, поэтому там нет диалога о боге. В этой редакции Лермонтов словно бы специально идёт к отказу от демонизма. Его Демон искренне пытается примириться с небом. Он настолько желает этого и переживает, что его слеза прожигает камень. Он в келью к Тамаре входит готовый любить, с душой, открытой для добра.

Путь к небу лежит для него через любовь к Тамаре. Ему скучно зло, скучно всё, главное – Тамара. Вместо света Демон обещает Тамаре открыть тайны бытия. В этой редакции не совсем понятно, сознательно ли он убивает Тамару. Он летит в рай, требует Тамару себе, но лишив жизни Тамару, он вновь стал духом зла, поэтому примирения добра и зла не происходит – вечный конфликт.

Демон превращается в того, кем был прежде, и Тамара прижимается к ангелу, и, пройдя жестокое испытание, остаётся с ангелом. Для Лермонтова, слабо верившего в способность женщин любить, любовь может оправдать любого человека, даже очень грешного. Демон остаётся один во вселенной, несчастный, и в этом его беда – не получилось примирения с небом.

Образ Демона мятежен и многогранен. Он находится в сложных отношениях с самим собой, у Лермонтова всегда присутствует такая противоречивость.

«Мцыри» – тоже романтическая поэма. 1839 год. Одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с темами свободы и воли, важными в творчестве Лермонтова, и в то же время тема одиночества и изгнания.

Типично романтический конфликт, сталкиваются два противоположных начала – Мцыри, стремящийся вернуться на родину, и монастырь, который воплощает в себе несвободу.
Первые две части поэмы – это вся экспозиция, весь рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь. Все остальные части поэмы (двадцать три) – это исповедь, поэма-монолог, поэма-исповедь.

Уже во второй части завязка: «как вдруг однажды он исчез осенней ночью». Далее следует рассказ священнику о трех днях вне стен монастыря.

Вся атрибутика романтического: романтическое писание природы, бури, боя с диким зверем. За это время Мцыри словно бы прожил целую жизнь, которой у него не было в монастыре. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Природа тождественна внутреннему состоянию Мцыри, он словно слит с родной природой, поэтому и убегает во время бури.

Стоит отметить, что Мцыри убегает из монастыря не от безверия, это протест против наложенных на него оков, он хочет вернуть свою судьбу, которую решили за него. Человек сам должен выбирать свой путь – кредо Лермонтова.

Мцыри – апофеоз романтизма Лермонтова. Это могучая личность, которая готова бросить вызов судьбе и миру. К тому же, действие происходит на Кавказе.

За это время Мцыри вспомнил детство и ощутил себя ребенком («и вспомнил я отцовский дом», вспоминает он прежде всего отца, такого же гордого и непреклонного, мужчину-воина), был влюблен (в молодую грузинку, не решившись к ней подойти, но запомнив ту песню, которую она пела).

Он не может остановиться, он должен идти вперед, стремится к родине. Этот повтор звучит на протяжении всех двадцати трех частей. Далее следует бой – он ощутил себя воином. Но ощутив волю, Мцыри должен вернуться в свою тюрьму. Для Мцыри духовная связь с родиной – главная черта, определяющая весь его образ.

Он несет образ героя, неотделимого от своего отечества, готовый пожертвовать жизнью ради возвращения домой. Время в монастыре – лишь цепочка томительных часов, а три дня – истинная жизнь, свобода. В образе Мцыри все романтические черты призваны усилить, довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. У него даже нет имени, Мцыри означает «послушник».

Мцыри обессилен, и ему снится сон, и, как всегда у Лермонтова, проявляется двойственность, противоречивость. Мцыри только что проявил себя как воин, а во сне думает, что «заслужил я жребий мой, на мне печать свою тюрьма оставила, таков цветок темничный, вырос одинок, и бледен он меж плит сырых», но луч зари обжог во тьме выросший цветок. С одной стороны, вызов судьбы, с другой, мнение, что он свою судьбу заслужил. В этом трагедия героя.

Единственная просьба Мцыри – похоронить меж двух кустов, откуда виден Кавказ. Белинский о Мцыри: «что за огненная душа, что за исполинский дух у этого Мцыри», «это любимый идеал Лермонтова».

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Инфошкола