5
(1)

О смерти Базарова написано немало. Некоторые критики видели в ней приговор «детям», молодому поколению, с которым так «расправился» Тургенев. Однако это совершенно не так. История русской литературы знает немало примеров гибели героев. Но в каждом отдельном случае их смерть имеет свое конкретное значение. Тургенев показал Базарова в несколько необычных условиях. Мы не видим в романе университетской среды, в которой формировались его взгляды. Но даже живя у Кирсановых, постоянно ощущая неприятную атмосферу, он не переставал трудиться. Более того, Евгений вплотную подошел к изучению народной жизни. Реальная действительность должна была далее толкнуть его по этому пути. Однако самому Тургеневу претил «мужицкий демократизм». Он неясно представлял себе конкретную связь Базарова с народом и его деятельность среди него. Вернуть его в город, в свою стихию, в университет, писатель, разумеется, не мог. Это обязывало бы его по казать среду, в которой «нигилист» был свой. А что Евгений в университетской среде являлся одним из влиятельных студентов, сомневаться не приходится. Когда мы примем все это во внимание, то нам станет ясно, почему Тургенев избрал именно такое, а не другое решение. И если его герой умер в романе богатырем, «гигантом», сознающим свою могучую силу, то в жизни он мужал и креп, готовя себя для деятельности, для борьбы. Гибель Базарова нисколько не дискредитирует его. Напротив, она подчеркивает трагизм его положения, а вместе с тем — его силу, величие и целостность, вызывает глубокое уважение к нему.

В описании смерти Базарова — смысл романа. В этой сцене герой Тургенева вступил в новую битву, но уже не с социальными силами, а с естественными, которые, как он сам хорошо знал, победить было невозможно. Он твердо знал, что заражение неизлечимо, что смерть неизбежна и что все будет зависеть только от времени, от процесса развития болезни. Об этом Евгений говорил отцу, нисколько не обольщая его надеждами. Базаров не боится расстаться с жизнью, но
ему горько и обидно сознавать, что богатырские силы гибнут, ничего не создав. Об этом он весьма спокойно говорил Анне Сергеевне: «Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем». Надвигавшуюся роковую опасность Базаров встретил в
полном сознании и мужественно. Уже в полубредовом состоянии Базаров сказал Одинцовой, что России нужны «сапожники», «портные», «мясники», а не он. Некоторые увидели в этом признании крайнее разочарование его в жизни, выражение отчаяния и безнадежности. С этим согласиться нельзя. В этих словах мы видим горький упрек Базарова самодержавной России, попирающей все
свежее и разумное, а также его жалобы на то, что ему не удалось свершить ничего такого, что было бы достойно его сил и знаний. Смерть поднимает, возвеличивает Базарова в глазах читателей, как героя, способного до конца своих дней сохранить высокую честь гражданина и
умереть с достоинством. И не только смерть. Его могила овеяна горячей авторской любовью, надгробный холмик ее безмолвно напоминает об этом человеке. До могилы Базарова, писал Тургенев, «не касается человек», ее «не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле».

5 / 5. 1

.