5
(1)

В рассказе «Уроки французского» Распутина повествуется о тежёлой послевоенной жизни.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Главный герой — мальчик 11 лет — хорошо учится в 5-м классе, не даётся ему только французский язык: «Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение … »
⦁ Учительница французского языка Лидия Михайловна занимается с ним на дому. Мальчик голодает и из гордости не хочет принимать незаслуженную помощь. Учительница предлагает ему игру в «замеряшки» на деньги.
⦁ Директор школы узнаёт об этом, осуждает учительницу за «развращение» ученика, и она вынуждена навсегда уехать «к себе на Кубань».

ОБРАЗ МАЛЬЧИКА

⦁ У него нет имени, он из бедной крестьянской семьи, учится в райцентре: » … тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий … »

⦁ Робкий, стеснительный, замкнутый, но в то же время упорный и настойчивый.

⦁ Преодолевая голод и тоску по дому, понимает, что на него возложены надежды не только родных (он самый старший из детей), но и всей деревни быть «учёным человеком».

⦁ Уроки французского языка, общение с Лидией Михайловной стали для маленького героя уроками жизни, человечности, воспитания чувств.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: взаимоотношения ученика и учителя; изображение жизни, освещённой нравственным и духовным смыслом; становление героя, приобретение им духовного опыта.
⦁ Идея: игра на деньги — поступок непедагогичный, но важно, что стоит за ним. Вопрос о профессиональной этике здесь перестаёт быть главным, уступая место состраданию и желанию помочь ученику. Верность еловеческому долгу становится выше условных представлений о морали.

Проблемы:
• адаптация сельского выходца к условиям жизни в городе;
⦁ безразличие школьной системы к проблемам учеников.

5 / 5. 1

.