0
(0)

Жизненный путь Пьера не менее сложен, чем путь князя Андрея. Его история — это история самого Толстого, он тоже бросается от одного занятия к другому, ищет исхода своим деятельным силам, стремится удовлетворить запросы своей совести в тех или иных формах служения ближнему. И, подобно Толстому, он находит успокоение, прикоснувшись к народу, приходит к народной правде благодаря Платону Каратаеву. Подобно Андрею, Пьер начал с восхищения Наполеоном, но в другом отношении. В его глазах Наполеон был носителем идей французской революции, которая была «Великим делом», потому что, несмотря на крайности провозгласила «права человека, эмансипацию от предрассудков и равенство граждан». Но демократические идеи, провозглашенные революцией, не захватывают его существа. Он рассуждает о них и одобряет их, как передовой человек своего времени. Но не в этих идеях мог он найти то, что придало бы смысл его жизни. В то же время Пьер проводит свою жизнь В кутежах и оргиях, но кутежи менее всего могли удовлетворить его ищущую душу.

Далее в романе Пьер представлен богачом и графом Безуховым. Новая ложь окружила его, и на время ему показалось, что он нашел удовлетворение и смысл в жизни. Он «почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою». Дела, присутственные места, просители, — все это, как казалось, заполнило его жизнь, дало пищу исканиям его духа.

Его опутывают той ложью, которой опутана жизнь всякого влиятельного и богатого человека. Эти путы, эта ложь находят свое самое яркое выражение в его женитьбе на Элен. Он чувствовал, что «что-то гадкое, противоестественное, нечестное было в этом браке», что-то гадкое, «запрещенное» было в том чувстве, которое она возбуждала в нем, что она не любила его, что она была глупа и развратна. И тем не менее он женился на ней. Об этом позаботились родные Элен, к этому направляли его волю все окружающие, и ложь показалась ему правдой «Нет, она не глупа; нет, она прекрасная девушка!», — решил он. Ложь этого брака стала ему ясна после дуэли с Долоховым, убийцей которого он считал себя. Он понял, что женился не любя, что «обманул и себя и ее». Он краснел при воспоминании о медовом месяце. От кутежей, от демократических идей, от упоения богатством, светскими удовольствиями и красавицей-женой Пьер переходит к новому увлечению. Отвергнув прежние пути, он ищет выхода для своей тоскующей совести в масонстве. Масон Баздеев, казалось Пьеру, рассказал
ему его самого и ярко сформулировал муки его совести. Пока зав устами масона ложь прежней жизни Пьера, Толстой вскрывает ложь самого масонства. Оно тоже не дало Пьеру удовлетворения. Из трех назначений масонства он не исполнял того, которое предписывало каждому человеку быть образцом нравственной жизни, и утешал себя тем, что зато исполнял другое назначение — исправления рода человеческого, и гордился своей щедростью. Но он видел под масонскими фартуками и знаками мундиры и кресты, которых добивались в жизни знатные члены лож. И Пьер покинул масонство, убедившись, что в основе деятельности братьев лежала та же ложь и что масонство не указало пути его исканиям. И только в плену, узнав Каратаева и прикоснувшись в лице его и солдат к народу, Пьер обрел «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

История Пьера — это история отречения от всех видов лжи, царящей в жизни, зто история ложных путей, через которые нужно было пройти для того, чтобы придти к истинному.

0 / 5. 0

.